Минфин предложил отложить корректировку демпфера из-за профицита топлива
Как сообщили в ведомстве, пока речь идет о "паре месяцев"
МОСКВА, 13 апреля. /ТАСС/. Минфин РФ предложил перенести на пару месяцев вопрос о корректировке демпфера, по которому должны были вырасти компетенции нефтяникам, на фоне избыточного предложения на внутреннем рынке топлива. Об этом журналистам сказал замминистра финансов РФ Алексей Сазанов.
"Пока вопрос отложен. На внутреннем рынке у нас нормально с топливообеспечением. Поэтому пока есть возможность не вводить демпфер в более высоком размере за счет того, что внутренний рынок профицитен по топливу", - сказал он.
Сазанов отметил, что пока речь идет о "паре месяцев". "Сейчас мы видим, что на апрель - май он [рынок] профицитен. Давайте пока отложим решение по демпферу. Такая позиция у Минфина", - заключил он.
Ранее сообщалось, что корректировка топливного демпфера должна была произойти в апреле этого года.
Налоговые стимулы
Минфин предложил отложить на год, до первого квартала 2023 года рассмотрение вопроса о налоговых стимулах для добычи высоко- и сверхвязкой нефти, поскольку "есть вопросы с наполнением бюджета", сообщил Сазанов.
"Мы предложили на год отложить рассмотрение. На первый квартал 2023 года отложить рассмотрение вопроса", - сказал он. Сазанов пояснил, что стимулирование добычи сверхвязкой нефти необходимо, если будет понимание, "что дополнительную добычу нам необходимо наращивать".
Замминистра отметил, что "сейчас, в моменте, есть вопросы с наполнением бюджета, с исполнением расходных обязательств". Предложение отложить применение льгот в нефтянке возникло, так как "это неизбежно приведет к снижению доходов от НДПИ", добавил он.
С 2021 года российские нефтяники лишились льгот при разработке запасов высоко- и сверхвязкой нефти. В правительстве признали наиболее пострадавшими от этой меры "Лукойл", "Газпром нефть" и "Татнефть". В "Лукойле" и "Татнефти" заявляли, что освоение таких запасов стало убыточным. Президент России Владимир Путин дал поручение проработать вопрос о налоговых стимулах для вязкой нефти, однако решения до сих пор нет. Минфин предлагает, чтобы они заработали с 2024 года в рамках режима НДД.
Однако нефтяники и Минэнерго сообщали, что это слишком отдаленная перспектива, и в течение 2021-2023 годов компании будут нести от этих проектов убытки, что скажется, в том числе, на объеме инвестиций.
Ситуация с нефтяными доходами бюджета резко изменилась в марте 2022 года, после того, как Россия начала специальную военную операцию на Украине с целью денацификации и демилитаризации страны. С тех пор международное сообщество ввело в несколько этапов беспрецедентные санкции против российской экономики. И хотя прямого эмбарго на поставки нефти и газа не было введено за исключением США, Россия испытывает трудности с экспортом сырья, так как импортеры отказываются от закупок по санкционным или моральным соображениям. Вице-премьер РФ Александр Новак прогнозировал падение добычи нефти в России в апреле на 4-5% к уровню марта. По оценке МЭА, в апреле Россия потеряет 1,5 млн б/с добычи нефти, в мае - до 3 млн б/с.
О корректировке демпфера
Планы скорректировать формулу демпфера с тем, чтобы выросла компенсация затрат нефтяникам, возникающая от разницы экспортных и внутренних цен, были озвучены еще в конце 2021 года. Минфин запланировал общий объем расходов бюджета на предлагаемые корректировки демпфера в объеме 650,7 млрд рублей в 2022-2024 годах (исходя из стоимости нефти на уровне $80 за баррель и курса 74 рубля за доллар). Около 50% расходов на демпфер должны быть компенсированы за счет корректировки налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно законопроекту, внесенному в Госдуму, размер компенсации разницы между экспортной и индикативной ценой топлива должен был вырасти с 68% до 83% по бензину и с 65% до 83% по дизелю. Кроме того, предполагалось, что донастройка уменьшит допустимый уровень превышения средней оптовой цены реализации дизеля над индикативной ценой с 20% до 15%.
В настоящее время топливный рынок регулируется в том числе демпфирующим механизмом. Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.