Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении в регулировании ОЭЗ
Примерная форма соглашения о создании и управлении ОЭЗ разрабатывается Минэкономразвития
МОСКВА, 20 апреля. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении законопроект, меняющий механизмы создания и схемы управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ), а также упрощающий порядок получения статуса резидента ОЭЗ. Документ был инициирован правительством РФ.
Законопроект, в частности, предусматривает сокращение типов ОЭЗ с четырех до трех: промышленно-технологические (объединяются промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ), туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ. Управление ОЭЗ будет осуществляться путем заключения единственного соглашения о создании и управлении ОЭЗ между Минэкономразвития России, субъектом РФ, муниципалитетом и управляющей компанией. Соглашением предполагаются определение границы ОЭЗ, обязательства по финансированию создания объектов инфраструктуры, перспективный план развития, значения ключевых показателей эффективности, а также полномочия всех сторон.
Примерная форма соглашения о создании и управлении ОЭЗ разрабатывается Минэкономразвития России.
Закрепляется необходимость разработки Минэкономразвития порядка оформления и подачи заявки на расширение ОЭЗ, а также включения в заявку на создание (расширение) ОЭЗ перспективного плана развития, плана обустройства и проекта планировки территории. Также закрепляется необходимость разработки министерством примерных форм соглашения о создании и управлении ОЭЗ, плана обустройства и прилегающей к ней территории и перечня планируемых к строительству объектов инфраструктуры, перспективного плана развития.
Предусматривается возможность ликвидации ОЭЗ в случае признания ее деятельности неэффективной в течение пяти лет подряд. При этом первая оценка эффективности функционирования ОЭЗ проводится не ранее чем через два года после ее создания. Оценка эффективности каждой ОЭЗ будет проводиться по разным показателям в зависимости от срока функционирования ("зрелости" площадки) и ее отраслевой направленности (разные подходы к оценке промышленных, туристических, инновационных (научных) площадок), например, с первого по третий годы - основной упор делается на эффективность создания инфраструктуры ОЭЗ, с четвертого по шестой годы - эффективность деятельности резидентов ОЭЗ (вложенные инвестиции, созданные рабочие места и т. д.), с седьмого года и далее - бюджетная эффективность (возврат налогов и т. д.).
Законопроект также предусматривает изменения в классификации ОЭЗ: вместо промышленно-производственных и технико-внедренческих будут промышленно-технологические зоны.
Изменения в схеме финансирования
Также меняется схема финансирования создания ОЭЗ путем исключения необходимости докапитализации АО "Особые экономические зоны", расширяется перечень разрешенных видов деятельности на территориях ОЭЗ, упрощается порядок получения статуса резидента путем замены бизнес-планов на паспорта инвестпроектов, являющиеся упрощенной формой бизнес-плана, и сокращения сроков заключения соглашений о ведении деятельности в ОЭЗ до 15 рабочих дней. Наблюдательный и экспертный советы ОЭЗ исключаются, вводится возможность заключения соглашения о ведении деятельности напрямую с субъектом РФ или управляющей компанией в случае передачи им соответствующих полномочий.
Сведения о наличии не сданных в аренду земельных участков, сведений о построенных, находящихся в стадии выполнения строительно-монтажных работ и планируемых к строительству объектах инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ, сведений о загруженности построенных объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур будут публиковаться на сайтах, определенных Минэкономразвития.
Как подчеркнул глава комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин, законопроект предусматривает несколько новелл, связанных с заключением соглашения между инвестором, регионом и Министерством экономического развития. "Если сейчас это множественные соглашения, то мы предлагаем предусмотреть одно соглашение, один документ, что позволит очень серьезно упростить все подготовительные процедуры, чтобы инвесторы быстро входили в проекты. По нашим оценкам, это сократит процедуры в три раза. Еще предлагается замена бизнес-планов - громоздких документов, одним документом - инвестиционной программой, по нашим оценкам, это в три-четыре раза ускорят вхождение инвесторов в ОЭЗ", - сказал он.
"Законопроект способствует сокращению административных барьеров путем расширения перечня разрешенных видов деятельности на территориях ОЭЗ", - говорится в пояснительной записке.