Минфин представил "бюджет дешевой нефти"
Это первый бюджет, учитывающий присоединение Крыма, дешевеющую нефть и возможные последствия западных санкций
МОСКВА, 16 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Минфин опубликовал проект бюджета на 2015-2017 годы. Это первый бюджет, учитывающий присоединение Крыма, дешевеющую нефть и возможные последствия западных санкций. Оппоненты Минфина из социального блока правительства сразу назвали документ непрофессиональным.
Ориентиром для балансировки нового среднесрочного бюджета, по мнению Минфина, может стать прогнозная цена нефти на уровне $90 за баррель. В текущем году документ верстался под нефть стоимостью $105 за баррель.
"Больше денег в бюджете, чем там есть, быть не может, - объясняет замминистра финансов Алексей Лавров. - Их столько, сколько генерирует экономика. Мы предложили свое видение того, как максимально эффективно в данных конкретных условиях распорядиться общественными фондами - часть ушла на оборону, часть на безопасность, часть на Крым, на образование. То, что у нас сокращается общий объем расходов к ВВП, это неизбежность. Экономика сейчас не может генерировать больше доходов, над этим надо работать".
Соответственно, главной задачей финансового блока правительства на ближайшие три года станет поиск дополнительных доходов и экономия по широкому спектру - от международных инвестиций до зарплат ученых и пенсий военных.
В поисках триллиона
Минфин планирует допдоходы в 2015-2017 годах почти на 955 млрд руб. Основной вклад в бюджет 2015 года обеспечит приватизация 19,5% акций "Роснефти" - ведомство Антона Силуанова рассчитывает получить от продажи бумаг около 100 млрд руб. Кроме того, по расчетам министерства, 41,7 млрд руб. даст бюджету взимание акциза на газ, экспортируемый по трубе "Голубой поток", 20 млрд руб. - поступления от таможенных пошлин на интернет-торговлю и др.
В целом допдоходы 2015 года составят 288 млрд руб., в 2016 году Минфин планирует получить 251,9 млрд руб. и 415,6 млрд руб. - в 2017-м.
Параллельно Минфин подготовил девять мер, которые помогут сэкономить почти 700 млрд руб. Первая - продление моратория на накопительную пенсию в 2015 году. Это позволит дополнительно получить в бюджет 309,2 млрд руб. Также предлагается отменить фиксированную выплату к страховым пенсиям, что принесет в 2015-2017 годах 296,4 млрд руб., рассчитывают в Минфине. Фиксированные выплаты к страховой пенсии вводятся с 1 января 2015 года. Эта выплата будет равна существующему базовому размеру страховой части трудовой пенсии. Сейчас это 3494 руб.
Кроме того, ведомство предлагает отказаться в будущем году от имущественного взноса в ВЭБ на докапитализацию Российского фонда прямых инвестиций. Это оставляет в бюджете 62,6 млрд руб. А в 2017 году можно было бы сэкономить 20 млрд руб., уменьшив имущественный взнос в Фонд ЖКХ.
Еще одно предложение Минфина - не увеличивать на 2% денежное довольствие при исчислении пенсий военным пенсионерам. Это позволит в 2015 году сэкономить 19,2 млрд руб., в 2016-м - 19,1 млрд руб., а в 2017-м - 19,9 млрд руб. Также проект бюджета предусматривает приостановку с 2015 года индексации зарплат чиновников некоторых федеральных государственных органов. Это даст бюджету в 2015-2017 годах 2,6 млрд руб.
Минфин предлагает возвращать неиспользованные трансферты в Фонд соцстрахования (55 млрд руб. в 2015 году) и перенаправить деньги Фонда обязательного медстрахования в федеральный бюджет за 2015-2016 годы на 270 млрд руб.
Последнее предложение - изменить сроки и индикаторы повышения зарплаты работников социальной сферы и науки, что позволит сохранять в бюджете в 2015-2017 годах ежегодно по 82,9 млрд руб.
Новые расходы бюджета в 2015 году оцениваются в 500 млрд руб. Финансирование развития Крыма и Севастополя на 2015 год потребует 373 млрд руб. Проекты Московского транспортного узла в 2015 году могут получить 32,9 млрд руб., а в 2016-2017 годах - по 45 млрд руб. Господдержка сельскохозяйственным товаропроизводителям будет стоить бюджету 20 млрд руб. Еще 64 млрд руб. правительство заложило в "антикризисный" резерв.
Соответственно, с учетом всех допдоходов и сэкономленных денег новая версия трехлетнего бюджета получает дополнительно более 1 трлн руб.
Минфин закладывает в резерв снижение цен на нефть, текущие ценовые уровни вполне приемлемы и в целом соответствуют параметрам бюджета, уверен главный экономист российского отделения Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.
"Если падение будет продолжаться и нефть будет опускаться на 15-20% с текущих уровней, то это окажет давление на бюджет", - отметил он. Но в Deutsche Bank ждут восстановления цен на нефть выше $100 за баррель в конце текущего года. "А обесценение рубля будет смягчать фактор дешевой нефти", - добавил эксперт.
Борьба за Резервный фонд
В целом доходы на 2015 год запланированы в объеме 15,052 трлн руб. с незначительным ростом в течение двух следующих лет - в 2016-м до 15,726 трлн руб., в 2017-м до 16,439 трлн руб.
Расходы в 2015 году составят 15,483 трлн руб. и будут расти до 16,203 трлн руб. в 2016 году и 16,983 трлн руб. в 2017-м.
Соответственно, дефицит в течение трех лет останется на уровне 0,6% ВВП. Деньги на дополнительные расходы Минфин будет изыскивать, перераспределяя расходы. "Министерство не намерено раздувать дефицит", - категоричен глава Минфина Антон Силуанов.
Правительство планирует одобрить проект бюджета на ближайшем заседании в четверг. Но у документа уже есть оппоненты.
"Вчера это (предложения Минфина по балансировке бюджета. - ИТАР-ТАСС) обсуждалось, часть этих позиций категорически не прошла", - заявила во вторник вице-премьер и куратор социального блока в правительстве Ольга Голодец. В частности, комментируя предложение по отказу от фиксированной пенсионной выплаты, Голодец назвала его "непрофессиональным" и "не увязывающимся с общей реформой пенсионной системы".
Предложение соцблока - задействовать в финансировании социальных расходов часть Резервного фонда.
"Не надо говорить за все правительство, что экономика не может генерировать доходы. Вы спокойно и регулярно откладываете в Резервный фонд, сколько необходимо", - подчеркнула вице-премьер, предупредив о рисках размещения денег суверенных фондов в иностранных госбумагах. "Так они просто пропадут. Мы же понимаем, что сегодня риски размещения денег настолько высоки, что вы не можете гарантировать, что эти деньги сохранятся", - заявила Голодец.
Альтернативу распечатыванию суверенных фондов ранее предлагал глава "Роснано" Анатолий Чубайс. "На определенном этапе развития возникают ситуации, когда в бюджет вписаться невозможно. Соответственно, можно либо наращивать доходы за счет налогов, срезать расходы или брать в долг. Моя позиция сейчас - конечно, наращивать долг", - говорил он в интервью ИТАР-ТАСС.
"Алексей Кудрин (глава Комитета гражданских инициатив, экс-министр финансов. - ИТАР-ТАСС), Сергей Игнатьев (советник главы Центробанка, ранее возглавлял ЦБ. - ИТАР-ТАСС) и Герман Греф (президент Сбербанка, ранее - министр экономики. - ИТАР-ТАСС) создали уникальный запас прочности. К сожалению, сейчас его действительно придется проедать. Но проедать, это не значит ломать скелет. Увеличение долга - как внешнего, так и внутреннего - не разрушает систему. Рост долга с 12% к ВВП до 20% к ВВП в диапазоне пяти-семи лет закрывает все потребности экономики. Хорошо бы еще снизить расходы, но это сейчас не очень реально", - констатировал он.