Продажи импортного пива в России в апреле снизились на 30,7%
По мнению аналитиков, это произошло на фоне логистических трудностей и волатильности рубля
МОСКВА, 26 мая. /ТАСС/. Продажи импортного пива в России в апреле 2022 года снизились на 30,7% по сравнению с показателем за аналогичный период 2021 года. Об этом говорится в материалах аналитической компании NielsenIQ.
"На фоне логистических трудностей и волатильности рубля динамика импортного пива резко замедлилась: натуральные продажи сегмента снизились в марте 2022 до 9,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а к апрелю опустились сразу до 30,7%", - отмечают аналитики.
Согласно их данным, сократилась и доля импортных товаров в продажах категории: если в январе 2022 года доля импортной продукции составляла 6,2%, то к апрелю этот показатель сократился до 3,8% на фоне ограничения поставок. Подобные тенденции привели тому, что в категории пива произошло перераспределение долей сегментов, а освободившееся место на полках магазинов заняли товары локального производства, считают в компании.
При этом, как отмечают в компании, за последние 12 месяцев в категории пива сохранялся тренд растущего спроса на импортные товары: среднегодовой прирост продаж в этом сегменте продемонстрировал самые высокие значения в категории и составил 22,4% в натуральном выражении, а доля импортного пива за последние два года выросла почти на 2 п.п. до показателя в 5.8%.
"Уход с российского рынка части импортной продукции позволил укрепить позиции локальных брендов пива, доля которых ранее снижалась: за последние 12 месяцев (до апреля 2022 года) она сократилась почти на 2 п.п. в пользу в пользу лицензированного и импортного пива. Однако за счет замещения импортных брендов динамика продаж локальной продукции в апреле 2022 года превзошла среднегодовые значения, составив почти 6% в натуральном выражении. Тем не менее, говорить о существенном расширении категории локального пива пока преждевременно: несмотря на то, что этот сегмент является самым крупным и занимает две трети российского рынка пива, количество товарных единиц (SKU) в нем на момент апреля 2022 года остается ниже, чем годом ранее", - считает руководитель группы по работе с алкогольными и табачными клиентами NielsenIQ Павел Фунтиков, слова которого приводятся в сообщении.
По его словам, сокращение поставок, уход части иностранных брендов и трудности в логистике привели к тому, что тренд на расширение ассортимента, характерный для категории пива в предыдущие периоды, сменился на противоположный. Если раньше ассортимент пивной продукции ежегодно расширялся за счет импортного и лицензированного пива, то к апрелю 2022 года сокращение продаж импортных брендов напрямую отразилось на разнообразии товаров, представленных на полках магазинов, а темпы расширения ассортимента в пиве импортного производства замедлились с 18% до 5%, добавил Фунтиков. Другим значимым фактором, повлиявшим на то, какой ассортимент пива был доступен покупателям, стал эффект от закупок: в период ажиотажа в марте 2022 года часть товаров временно отсутствовала на полках, что могло в том числе обусловить снижение динамики числа товарных позиций в локальном пиве в апреле 2022 года до 2,8%. При этом ассортимент в категории пива почти наверняка будет в дальнейшем трансформироваться еще сильнее.
Изменения в ценовых сегментах
Помимо трансформации ассортимента, значимые изменения на рынке пива произошли и в ценовых сегментах. По данным исследования, если за последние 12 месяцев товары среднего и низкого сегмента теряли свою долю в продажах, уступая премиальному пиву, то в марте - апреле 2022 года они продемонстрировали рост на фоне сокращения потребления пива высокого ценового сегмента.
"Подобная динамика обусловлена тем фактом, что премиальное пиво развивалось в основном за счет импортных товаров. Как следствие, продажи высокого ценового сегмента в апреле замедлились с 9.9% (в среднем по году) до -4.4%. Одновременно с этим пиво из низкого ценового сегмента, напротив, ускорилось в апреле в несколько раз с 2.7% до 6.9% в натуральном выражении, а динамика среднего ценового сегмента незначительно выросла до 4.4% по сравнению со средним годовым показателем в 3.8%", - считает Фунтиков, руководитель группы по работе с алкогольными и табачными клиентами.