Строительство железной дороги из Якутии до Магадана оценивается в 1,6 трлн рублей
По словам директора департамента социального развития Дальнего Востока и Арктики Григория Смоляка, реализация проекта создаст новые уникальные возможности для развития экономики и социальной сферы
ЯКУТСК, 3 июня. /ТАСС/. Строительство железной дороги из Якутии до Магадана, по предварительным расчетам, оценивается в 1,6 трлн рублей. Об этом сообщил ТАСС министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев на полях конференции "Путь на Магадан", которая началась в пятницу в Якутске.
Ранее в РЖД заявляли о возможности строительства железной дороги до Магадана в период до 2035 года. Сейчас железная дорога доходит до станции Нижний Бестях в Якутии.
"По предварительным расчетам, строительство железной дороги из Нижнего Бестяха в Якутии до Магадана оценивается в 1,6 трлн рублей, но экономические эффекты - в два-три раза больше. Разведанные запасы [полезных ископаемых по направлению железной дроги] оцениваются в 5,2 трлн рублей. Реализация проекта предполагает создание новых рабочих мест как на самой дороге - до 1,5 тыс., так и при реализации инвестиционных проектов - до 8 тыс.", - сказал Сивцев.
В 2021 году организовали специальную экспедицию, которая детально изучала вопрос предстоящего строительства железной дороги до Магадана. По результатам экспедиции специалисты Института экономики и развития транспорта готовят предварительные обоснования для инвестиций.
Варианты проекта
Согласно материалам, представленным на конференции дирекцией развития железных дорог Восточного полигона РЖД, предварительно отобрали вариант строительства протяженностью 1 979 км. По предварительным расчетам, строительство дороги может занять 12 лет. На участке дороги планируется возведение моста через реку Алдан в Якутии протяженностью около 3 км.
"Финансовую модель должно оценить правительство России с участием регионов, РЖД, не исключая государственно-частного партнерства", - отметил заместитель генерального директора РЖД - начальник дирекции развития железных дорог Восточного полигона РЖД Василий Фролов.
Власти Якутии также не исключают вариант государственно-частного партнерства при строительстве новой транспортной артерии. "Это рабочий инструмент", - отметил глава кабмина Якутии Андрей Тарасенко, отметив положительный опыт компании "Эльгауголь" (входит в "А-Проперти" Альберта Авдоляна).
Компания начала строить частную железнодорожную ветку в районе поселка Чумикан (Хабаровский край) в Удской губе Охотского моря для вывоза угля с Эльгинского месторождения в Якутии.
Строительство железнодорожной линии Нижний Бестях - Магадан предусмотрено документами стратегического развития, в том числе национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения.
Участники конференции считают, что формирование всесезонной опорной транспортной сети должно обеспечить благоприятные условия для создания необходимых предпосылок для интеграции Якутии и Магаданской области в единое экономическое пространство страны и в Азиатско-Тихоокеанский регион. По мнению председателя правительства Якутии Андрея Тарасенко, перспективным является сбыт через железную дорогу продукции зарождающейся в Якутии газовой переработки, СПГ. Он отметил, что сохраняется экспортный потенциал угля, продукции из железной руды.
Социальный эффект
Предполагается, что строительство ветки удешевит и упростит круглогодичную перевозку грузов в северные регионы, а также ускорит социально-экономическое развитие и улучшит транспортную доступность регионов Дальнего Востока.
"Удешевление продуктов - это ключевая задача по повышению качества жизни. Кроме того, речь идет о повышении транспортной доступности. Строительство новой железной дороги создаст новые уникальные возможности как для развития экономики, так и для развития социальной сферы. Наши территории не будут безальтернативно привязаны к арктической речной навигации, зимникам [зимним сезонным дорогам], что удешевит доставку грузов, упростит логистику северного завоза", - отметил директор департамента социального развития Дальнего Востока и Арктики министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Григорий Смоляк.
С его мнением согласен заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совет Федерации Александр Акимов. "По поручению президента России Владимира Путина восстанавливается система северного завоза, в осеннюю сессию в Госдуму должен быть внесен соответствующий законопроект. Система обеспечения северного завоза будет охватывать 25 регионов. Строительство железной дороги до Магадана позволит снизить расходы на северный завоз, обеспечить бесперебойную доставку продовольствия, других товаров для населения северных регионов", - сказал Акимов.
О конференции
Конференция "Путь на Магадан" проходит в Якутске 3-4 июня. Его участники разработают резолюцию, которая станет основой для дальнейшего развития инвестиционного проекта "Строительство железнодорожной линии Нижний Бестях - Магадан". Эксперты и представители властных структур обсудят развитие проекта на круглых столах "Уникальному проекту - новые технологии", "Железная дорога на Магадан - как достигнуть цели".