15 ИЮН, 15:09 Обновлено 15:58

Глава Архангельской области заявил, что судоремонту нужна поддержка

Александр Цыбульский предложил принять на федеральном уровне программу льготного лизинга в качестве меры поддержки

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 июня. /ТАСС/. Государство должно поддержать судоремонтные предприятия, чтобы флот в ближайшие год-полтора не встал на прикол, сказал в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) глава Архангельской области Александр Цыбульский.

"Нам нужно создать такой сервис, который будет оказывать высококачественную услугу. В отложенной перспективе год-полтора наши суда будут становиться на прикол. Единственный механизм господдержки - инвестиции в судоремонтные доки", - сказал Цыбульский.

В качестве меры поддержки для частного бизнеса, заинтересованного в развитии доковых мощностей, он предложил принять на федеральном уровне программу льготного лизинга, по аналогии с программой лизинга морских и речных судов, на срок от 15 лет под строительство новых и приобретение уже готовых доков с ограничением по их возрасту.

Он отметил, что многие суда, которые обеспечивают северный завоз, доставку грузов на большие стройки в том числе в Арктике, обслуживались в европейских портах. Сейчас эти порты не принимают российские суда на ремонт. Индонезия и Турция существенно повысили стоимость. До недавнего времени порядка 50% арктических судов коммерческого флота ремонтировались за рубежом - на верфях в Турции, Польше, Эстонии, Германии, Латвии, Норвегии. Цыбульский отметил, что прогнозируется резкий рост спроса на услуги ремонта с докованием гражданских сухогрузных и наливных судов в Архангельской области.

Для ведущих северодвинских судостроительно-судоремонтных заводов Севмаш и "Звездочка" гособоронзаказ сформирован на пять лет вперед - до 2027 года. Вместе с тем, целый ряд предприятий в регионе (среди них - завод "Красная Кузница", База технического обслуживания Архангельского тралового флота) занимаются ремонтом гражданских судов. В сфере судоремонта в области занято более 11 тыс. человек, которые ежегодно ремонтируют порядка ста судов.

Если год назад запись на ремонт была три-четыре месяца, то в начале года с учетом возросших объемов уже семь-восемь месяцев. "На сегодня предприятия принимают заказы на май - июнь 2024 года. Это плановый ремонт, а не срочный. Нам крайне важна программа по модернизации инфраструктуры судоремонта", - добавил губернатор.

Развитие судоремонта

В регионе назрела необходимость развития мощностей предприятий, которые обеспечивают доставку грузов в интересах операторов арктических проектов и программу Северного завоза. По прогнозным данным судовладельцев, которые приводит пресс-служба администрации Архангельской области, потребность в доковом ремонте арктического флота только в Архангельске в ближайшие годы вырастет в 2,5 раза, что потребует приобретения минимум одного дока мощностью 9 тыс. тонн.

Уже в этом году в проведении планового и аварийного ремонта будут нуждаться около ста морских судов различных типов и классов, габариты которых позволяют заходить в морской порт Архангельск, и около 200 судов класса "река-море" и вспомогательных судов, для которых Архангельск является портом приписки. Это связано в том числе и с тем, что верфи Санкт-Петербурга и Калининграда, где суммарно обеспечивается порядка 20% судоремонтных работ, и без того заполнены заказами. Наращивание доковых мощностей предприятий необходимо для полноценного обеспечения судоремонтных работ в Архангельской области, где на сегодняшний день ремонтируется порядка 25% судов арктического флота.

По словам Цыбульского, под планы расширения судоремонта нужно выстраивать и планы подготовки специалистов.

Кадровый вопрос

Как отметил Цыбульский, в области растет дефицит специалистов в сфере судоремонта, необходимо увеличивать прием на профильные специальности в учебных заведениях региона. "Если говорить про отрасль судоремонта, то с учетом растущей потребности в этих специалистах мы понимаем, что сегодня у нас серьезный дефицит выпускников в этой сфере. При 11 тыс. занятых в этом направлении мы ежегодно способны дать этой отрасли только 300 человек, - сказал Цыбульский. - Наша задача с учетом растущего спроса увеличить объем приема, чем мы занимаемся".
В регионе семь учебных заведений, которые готовят специалистов для судостроения или судоремонта.

Глава региона считает, что в условиях санкций у российских судовладельцев есть возможность создания собственной инфраструктуры для ремонта флота. "Раньше это было невозможно, потому что устоявшиеся цепочки, договорные отношения <...> с европейскими портами делали инвестиции в эту отрасль крайне рискованными, потому что непонятно, будет ли обеспечен спрос на эту услугу или нет. Сегодня у нас есть гарантированный спрос, и наша задача максимально ускорить обновление инфраструктуры и в дальнейшем эти устойчивые связи сложатся здесь. Надо будет работать только над качеством, скоростью услуги и возможным удешевлением через оптимизацию расходов", - резюмировал он.

О форуме

Петербургский международный экономический форум, организованный Фондом Росконгресс, проходит с 15 по 18 июня. Тема форума в этом году: "Новый мир - новые возможности". В рамках мероприятия также запланированы форумы МСП, креативного бизнеса, "Лекарственная безопасность", "ПМЭФ Юниор" и SPIEF Sport Week. ТАСС выступает фотохост-агентством и информационным партнером мероприятия. 

Читать на tass.ru
Теги