15 ИЮН, 21:51

Эксперты считают, что отраслевое налогообложение повысит рентабельность туротрасли РФ

По данным Федеральной налоговой службы, рентабельность туристической отрасли одна из самых низких в России - 5,5% при 2,5% рентабельности активов и 10% налоговой нагрузки

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 июня. /ТАСС/. Для привлечения частного капитала и повышения рентабельности туристической отрасли в России необходимо создать отраслевую налоговую систему, а также смягчить визовую политику. К такому выводу пришли эксперты в ходе сессии "Внутренний туризм в России: как развивать отрасль в новых условиях?" Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

"Налоговый маневр" как драйвер повышения рентабельности турбизнеса в РФ

По данным Федеральной налоговой службы, которые в ходе сессии привел руководитель центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян, рентабельность туристической отрасли одна из самых низких в России - 5,5% при 2,5% рентабельности активов и 10% налоговой нагрузки. Частный бизнес "не горит желанием" вкладывать деньги в отрасль с такими показателями, поэтому для привлечения инвесторов необходимо повышать рентабельность за счет "налогового маневра", уверен эксперт.

"Когда мы начали разбираться на базе данных налоговой службы и Росстата, мы рассчитали так называемый налоговый маневр, то есть по большому счету нам нужна отраслевая налоговая система. Ничего нового в этом нет. У айтишников есть своя налоговая система, у сельского хозяйства, у легкой промышленности, у целевиков. Ничего нового для нашего налогового законодательства в этом нет. Вопрос в обосновании", - сказал он.

Согласно расчетам, даже при существующей налоговой базе можно переформатировать налоговые ставки в туротрасли так, что государство будет получать на 30% больше доходов в бюджет, а на участников рынка налоговая нагрузка снизится многократно. "Эти деньги будут распределяться именно в бюджеты регионов, пенсионные фонды, потому что федеральному бюджету, по большому счету, деньги не нужны, он и так от них разрывается просто, и при этом налоговая нагрузка на обычную систему налогообложения снижается в 3,5 раза. И еще рынок фонда оплаты труда "обеляется" на 160 млрд рублей", - пояснил Еремян, отметив, что уже получил положительную реакцию от профильных ведомств и готов представить эту систему Министерству финансов РФ.

Смягчение визовой политики

Еще одна точка роста туристической отрасли в России - это визовая политика. Как говорят эксперты, сейчас она слишком жесткая - гражданам государств, с которыми у РФ установлен визовый режим, выдают лишь краткосрочные однократные визы, отсутствует и безвизовый транзит.

"Давайте посмотрим на нашу визовую политику. Это такая система "ниппель наоборот", которая работает по принципу "всех выпускаем, никого не впускаем". У нас шенгенские страны дают многократные многолетние визы россиянам, а какие мы даем визы гражданам стран Европы? Однократные краткосрочные. У нас есть безвизовый транзит? Нет! В Китае с его жесточайшей визовой политикой есть масса городов, где 10 дней безвизовый режим. В Сингапуре, где тоже жесткая визовая политика, - четыре дня безвизовый режим. Это напрашивается просто", - говорит Еремян.

С ним согласен и председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев, который считает, что любое послабление визового режима пошло бы на пользу отрасли. "У нас есть иностранные гости, пусть их не так много, как до пандемии, но они полностью завязаны на два момента: на логистику, она есть с теми же арабскими странами через хабы: Дубай, Катар, Стамбул, а также страны, с которыми у нас уже безвизовый режим установлен - это работает абсолютно точно. С большинством стран большого Ближнего Востока у нас взаимный безвизовый режим - это существенно упрощает принятие решения в нынешних условиях, когда горизонт планирования у всех туристов в мире после пандемии еще не восстановился совсем", - отметил он.

Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Елена Лысенкова уверена, что смягчение визового режима пойдет на пользу не только туротрасли страны, но и имиджу России на международной арене. "Даже в текущей ситуации мы считаем, что это один из очень важных инструментов не только в туризме, но и в геополитическом контексте - показать открытость страны. Не политизировать туризм - это то, на тему чего Ростуризм постоянно выступает. Наши коллеги на это смотрят по-другому, видят некоторые особенности этого момента, поэтому считают, что пока с обсуждением и формированием такого трека стоит повременить. Мы не теряем надежды и оптимистично двигаемся в этом направлении", - сказала она.

Государственная поддержка туротрасли и нацпроекты

Заместитель директора департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики правительства РФ Юлия Мохова отметила, что руководство страны серьезно относится к поддержке отрасли. Благодаря появлению института нацпроектов стало возможно оперативно реагировать на динамично меняющуюся действительность. "Это очень серьезный инструмент, которого у отрасли туризма не было, он позволяет реагировать на изменения в отрасли, в мире, геополитическую ситуацию, расставлять приоритеты и направлять меры государственной поддержки на те мероприятия, на которые есть запрос в том числе и у инвесторов. Яркий пример - это поддержка льготных кредитов. Это было сделано в течение месяца, принято решение, которое раньше занимало от полугода", - сказала она.

Эксперт также отметила, что за пять лет господдержка российской туристической отрасли выросла в разы - с 3,7 млрд рублей в 2018 году до 85 млрд рублей в 2022 году, из которых 23 млрд рублей направлены только за последние два месяца. "Отрасль туризма - уникальная, она есть везде, она мультипликативная. Всегда любят приводить, что она влияет больше, чем на 50 направлений экономики - это действительно так", - резюмировала Мохова.

О форуме

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), организованный Фондом Росконгресс, проходит с 15 по 18 июня. Тема форума в 2022 году: "Новый мир - новые возможности". В рамках мероприятия также запланированы форумы МСП, креативного бизнеса, "Лекарственная безопасность", "ПМЭФ Юниор" и SPIEF Sport Week. ТАСС выступает фотохост-агентством и информационным партнером мероприятия.

Читать на tass.ru
Теги