Эксперты заявили, что объединение соцфондов упростит процесс получения услуг
Граждане продолжат получать все имеющиеся услуги, но через меньшую затрату времени и сил, пояснил председатель Союза пенсионеров Валерий Рязанский
МОСКВА, 7 июля. /ТАСС/. Объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования (ПФР и ФСС) в единый Социальный фонд России сделает получение услуг более удобным для граждан, считывают опрошенные ТАСС эксперты.
В понедельник, 4 июля, Госдума приняла в третьем чтении законы, касающиеся объединения ПФР и ФСС в Фонд пенсионного и социального страхования, а также регулирования законодательных норм для исчисления взносов в социальные фонды. В четверг законы будут представлены на рассмотрение комитета по социальной политике Совета Федерации.
"Это решение не является революционным: оно не меняет кардинально систему пенсионного и социального страхования как таковую, потому что сама система социального страхования остается неизменной. У государства не меняются принципы социального страхования - работающие люди должны быть застрахованы на случай потери заработной платы, здоровья, по случаю рождения детей и так далее. Система в этой части остается неизменной", - пояснил председатель Союза пенсионеров Валерий Рязанский.
Он подчеркнул, что грядущие изменения - закономерный процесс оптимизации, который приведет к улучшению качества оказания услуг. "Граждане продолжат получать все те услуги, которые сейчас уже есть, но через меньшую затрату времени и сил, то есть объемы оказания услуг останутся прежними", - добавил он.
Куда обращаться гражданам
В свою очередь председатель Общественного совета Минтруда Елена Тополева-Солдунова пояснила, что для граждан не только сохранится спектр получаемых услуг: сам процесс станет проще и удобнее. "Им не надо будет каждый раз ломать голову, по какому вопросу в какой фонд обращаться, по поводу выплат и льгот, санаторно-курортного лечения и так далее. Причем можно будет как прийти, так и обратиться электронно - все удобные способы будут доступны для граждан, поэтому никаких сложностей для граждан здесь не будет: только упрощение уже существующих процедур. Поэтому это слияние - не бюрократическая процедура, это делается для людей", - подчеркнула эксперт.
Более того, все клиентские службы, работающие в системе - а их свыше 2,5 тыс. у ПФР и 437 у ФСС - продолжат работать на местах, добавил Рязанский. "Это очень важно, ведь у людей возникают вопросы, чтобы не было никакой растерянности, ведь кому-либо порой нужно обращаться лично", - пояснил он. Так, в следующем году услуги будут предоставлять по принципу "одного окна".
Тополева-Солдунова добавила, что само слияние начнется только в 2023 году, до тех пор все останется без изменений. "Со следующего года у всех граждан будут четкие разъяснения, как и где нужно оформлять необходимые выплаты и пособия, и главное - кому задавать вопросы. Потому что хотя все можно оформить электронно, все равно зачастую у граждан появляются вопросы, которые можно решить только один на один. Конечно, в следующем году будут все разъяснения по этому поводу сделаны, и общественный совет при Минтруде обязательно проконтролирует, чтобы были четкие инструкции и каждый человек мог легко найти информацию о том, куда и как обращаться, и здесь никаких усложнений не будет", - отметила она.
Вопрос объединения социальных фондов в экспертном сообществе обсуждался с 2018 года. Примерно в этот период началась последовательная работа по сближению деятельности фондов, и в конце января 2022 года Минтруд представил на общественное обсуждение предложения по объединению ПФР и ФСС, а 20 мая правительство России внесло в Госдуму соответствующий законопроект о создании в стране единого Фонда пенсионного и социального страхования. Как отмечала вице-премьер России Татьяна Голикова, переходный период по объединению двух фондов может занять до двух лет.