Калининград ждет возобновления железнодорожных поставок в ближайшие дни
По словам губернатора Антона Алиханова, Калининград планирует добиваться снятия запретов на автоперевозки
КАЛИНИНГРАД, 14 июля. /ТАСС/. Калининградская область рассчитывает на возобновление полноценных поставок грузов по железной дороге через Литву в ближайшие дни, но планирует развивать и инфраструктуру паромных перевозок. Об этом заявил в четверг в эфире телеканала "Россия-1" губернатор региона Антон Алиханов.
"Я думаю, что буквально сегодня-завтра первые поставки [по железной дороге] начнутся. Я хочу сказать, что вагоны-то шли и раньше, но с другими грузами. Мы просто меняли номенклатуру, перераспределяли ее между железной дорогой и паромами", - сказал Алиханов.
Глава региона также рассказал о планах по развитию паромных перевозок. "Если этот год мы начали всего лишь двумя судами, которые обслуживали паромную линию Балтийск - Усть-Луга, то сейчас этих судов уже шесть - то есть мы в три раза увеличили объем провозных мощностей, и я уверен, что развитие вот этого морского моста, оно будет продолжаться", - сказал он. "Это пользуется последнее время очень большим спросом, вне зависимости от тех решений, которые принимает Литва или Европейский союз", - добавил Алиханов.
Он также подчеркнул, что движение санкционных товаров, в частности, цемента, по железной дороге крайне важно для региона, поскольку запрет повышал их стоимость. "Мы приветствуем это решение", - сказал он, отметив слаженную работа всех структур российской власти.
Снятие ограничений на ж/д транзит
Губернатор отметил, что власти региона приветствуют решение Еврокомиссии (ЕК), снявшей ограничения на транзит грузов через Литву по железной дороге между российскими регионами, но намерены добиваться снятия ограничений на автомобильные грузоперевозки.
"Мы, конечно, приветствуем это решение. <...> Могу сказать, что это не просто проблеск разума [со стороны Еврокомисcии], но и слаженная работа всех структур российской власти и того давления, в том числе информационного, которое было оказано на европейскую сторону", - сказал он, добавив, то в Калининградской области считают необходимым добиваться снятия ограничений на автомобильные грузовые перевозки через Литву.
Алиханов пояснил, что автомобильные перевозки обеспечивали доставку значительной части грузов в регион. "Если говорить про цифры, то <...> где-то 2,7-3 млн тонн в год охватывали объем тех санкций, которые наложили европейцы. Если говорить про автомобильную часть, то это где-то около 500-700 тыс. тонн в год, которые перевозили именно автомобильным транспортом в наш регион из тех товаров, которые попали под санкции. То есть все-таки достаточно значительная часть все еще сохранена в этих ограничениях. На наш взгляд, эти ограничения тоже должны быть полностью устранены. И мы с МИД [РФ] этот вопрос обсудили, будем продолжать эту работу, продолжать добиваться снятия ограничений", - сказа
Новый автомобильный пункт пропуска
Региональные власти также рассчитывают на скорое открытие Литвой нового автомобильного пункта пропуска без политизации вопроса. "Европейские перевозчики активно работают на российском рынке. К сожалению, литовская сторона не очень активно пропускает эти грузовики, порядка семи-восьми машин в час. <...> Объем грузовиков исчисляется сотнями в день. Нужно выходить на такую работу. Это возможно в том числе благодаря открытию нового пункта пропуска. Надеемся, что здесь никакой политизации они [литовская сторона] устраивать не будут", - сказал Алиханов.
Он добавил, что автомобильный пункт пропуска "Дубки" возле города Советска уже готов к открытию с российской стороны. При этом со стороны Литвы, где ранее произошел размыв дорожного полотна, завершены ремонтные работы.
В декабре 2020 года в Калининградской области ввели в эксплуатацию многосторонний автомобильный пункт "Дубки" с пропускной способностью 4 тыс. транспортных средств и 15,5 тыс. человек в сутки. Он должен разгрузить пункт "Чернышевское", но пока литовская сторона его не открыла.
Калининградский транзит
Литва в июне прекратила пропуск грузов, включенных в санкционные списки ЕС, которые следовали в Калининградскую область из других регионов России грузовым автотранспортом и по железной дороге. Российские власти назвали эти ограничения незаконными. В среду ЕК дала разъяснения по транзиту в Калининград, согласно которым сохраняется запрет на транзит товаров по автодорогам, организованный российскими операторами, при этом снимаются ограничения на транзит для железнодорожного транспорта при соблюдении контроля за грузами.
Согласно разъяснениям Еврокомиссии, железнодорожный транзит в Калининград нефти и нефтепродуктов, угля, стали и железа, дерева, цемента и других невоенных товаров не запрещен. В МИД Литвы после публикации разъяснений сообщили, что в Вильнюсе положительно оценивают их, и отметили, что государство эффективно обеспечит "применение санкций и будет внимательно следить, принципиально оценивать и эффективно контролировать, не пытается ли Россия злоупотреблять транзитными возможностями".
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова ранее сообщала, что Москва наладит плотный мониторинг за реализацией шагов ЕС по вопросу транзита в Калининград. Она также назвала решение Еврокомиссии проявлением "реализма и здравомыслия", отметив при этом, что у РФ остаются вопросы по содержанию документа. По ее словам, Россия формирует позицию относительно предоставленных в Еврокомиссией разъяснений.