Эксперты: МВФ учел устойчивость экономики России к санкциям при улучшении прогноза ВВП
Фонд ожидает снижения показателя на 6%, а не на 8,5%, как прогнозировал в апреле
МОСКВА, 26 июля. /ТАСС/. Корректировка Международным валютным фондом (МВФ) прогноза ВВП России на 2022 год в сторону улучшения позволяет ожидать, что краткосрочные последствия от санкционного давления на российскую экономику окажутся гораздо мягче, чем предполагалось ранее. Аналитики МВФ учли устойчивость российской экономики к санкционным шокам, считают опрошенные ТАСС эксперты.
Ранее МВФ улучшил оценку динамики ВВП РФ в 2022 году - теперь фонд ожидает снижения показателя на 6%, а не на 8,5%, как прогнозировал в апреле. Одновременно с этим был ухудшен прогноз на 2023 год - снижение российского ВВП, по мнению фонда, составит 3,5% по сравнению с прежним прогнозом в 2,3%.
"Прогноз МВФ учитывает динамику оперативной макростатистики, которая дает больше понимания, как российская экономика по факту адаптируется к новым реалиям. <…> Все это позволяет ожидать, что краткосрочные последствия от беспрецедентного санкционного давления на российскую экономику гораздо мягче, чем предполагалось ранее", - отмечает руководитель центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований Центра стратегических разработок (ЦСР) Даниил Наметкин.
По мнению экспертов, одним из основных факторов улучшения прогноза ВВП России на 2022 год стала стоимость нефти, которая находится на комфортном для России уровне. "Также могла быть учтена и "продуктовая сделка", которая будет способствовать росту российского экспорта продуктов питания и удобрения. Несомненно, учтена и устойчивость российской экономики к санкционным шокам, стабильность ее финансовой системы. Среди явных признаков улучшения ситуации - замедление инфляции", - поясняет руководитель аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Улучшение прогноза по спаду российской экономики в этом году до 6% с 8,5% видится большинству опрошенных агентством аналитиков вполне реалистичным. "На этот год минус 6% - это абсолютно нормальный и реалистичный прогноз. Они абсолютно в тренде дают этот прогноз", - уверен директор Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
В то же время МВФ ухудшил прогноз снижения российской экономики на 2023 год до 3,5% с 2,3%. Эксперты предполагают, что одним из возможных факторов могла стать специальная военная операция РФ на Украине. В связи с этим перспектива снятия антироссийских санкций отдаляется, указывает Осадчий.
"Одновременно с этим переоценивается и масштаб долгосрочных последствий, который видится более серьезным вследствие целого ряда причин. К ним можно отнести и сложности с полноценным "запуском" параллельного импорта критически важной продукции, и устойчиво крепкого курса рубля, которые оказывает серьезное давление на доходы экспортеров, и неопределенности перспектив с переориентацией "выбывающих" объемов экспорта на новые рынки, и проблемы с логистикой", - добавляет Наметкин из ЦСР.
Риски сокращения экспорта нефти реалистичны
Одними из ключевых рисков для мировой экономики эксперты МВФ назвали сокращение экспорта российской нефти на 30% относительно базового прогноза в связи с возможным ужесточением санкционного давления со второй половины 2022 года, а также прекращение экспорта газа из РФ в Европу к концу текущего года.
Как рассказали ТАСС в ЦСР, риски сокращения экспорта нефти вполне реалистичны: на Европу приходится около половины российского экспорта, и вне зависимости от формальных санкций можно видеть явную тенденцию по постепенному отказу от российского сырья. При этом недружественные страны имеют определенную степень гибкости в плане замещения поставщиков сырья (Саудовская Аравия, ОАЭ, США).
"В то же время полное прекращение экспорта газа в Европу к концу текущего года выглядит нереалистичным. Россия является крупнейшим поставщиком газа на рынок ЕС и на текущий момент для Европы просто отсутствуют альтернативы по замещению подобного объема поставок", - подчеркивает Наметкин.
"Если российское правительство само не решит ограничить экспорт нефти и газа, то добиваться этого развитым странам означает крайне малую вероятность сохранения положительных темпов роста экономики, заложенных МВФ в базовый прогноз. Тем не менее, если исходить из идеи о том, что РФ необходимо защищать себя от голландской болезни, то в отсутствие возможности использовать поступающую в страну иностранную валюту для покупок активов за рубежом, в том числе, в золотовалютные резервы, одним из доступных вариантов становится контроль физических объемов экспорта", - отмечает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-капитал" Владимир Брагин.