2 АВГ, 09:06

Мошенники стали чаще звонить через мессенджеры

Согласно результатам опроса ВТБ, злоумышленники регистрируют аккаунты на виртуальные SIM-карты

МОСКВА, 2 августа. /ТАСС/. Каждый третий клиент ВТБ, сталкивавшийся со звонками мошенников, получал их через популярные мессенджеры, а наибольшее число таких вызовов зафиксировано в WhatsApp и Viber. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного банком среди более 50 тыс. жителей российских городов в возрасте от 18 лет.

Как пояснили в банке, мошенники регистрируют аккаунты на так называемые "виртуальные SIM-карты" как российских, так и иностранных операторов. Все чаще злоумышленники звонят с зарубежных номеров, начинающихся на +84 95 или +49. Такие входящие вызовы из мессенджеров визуально схожи с обычным звонком с российского городского или мобильного номера, а на экране смартфона на платформе iOS они выглядят как обычный звонок сотового оператора.

В банке также отметили, что большинство мессенджеров позволяют указать любое имя абонента при регистрации номера. Мошенники пользуются этим и подписываются "Центробанком", "Службой безопасности банка", "Следственным комитетом" и так далее. Клиенты видят это на экране смартфона во время звонка и в случае экстренной ситуации могут неправильно отреагировать на него, начав разговор и предоставив злоумышленникам персональную информацию, данные карт или личного кабинета, указали в ВТБ.

При этом злоумышленники зачастую применяют входящий звонок робота, который впоследствии переключает на якобы "специалиста", который дает клиентам ложную информацию о возможной потере денежных средств, оформлении мошеннической заявки на кредит, участии в следственных мероприятиях или несанкционированной замене номера телефона.

Банк также предупреждает клиентов, что мошенники обзванивают пользователей под видом службы поддержки сотовых операторов и вынуждать своих жертв настроить переадресацию входящих звонков и смс, чтобы получить доступ в онлайн-банк. В таких случаях они используют легенду о взломе личного кабинета абонента или телефона и просят ввести "специальный код" в своем телефоне, который на самом деле является USSD-командой на включение функции переадресации.

"Звонки мошенников через мессенджеры - тренд этого сезона. Отследить злоумышленников в таких каналах гораздо труднее из-за отсутствия антиспама и антимошеннических фильтров. Сейчас мы начали фиксировать звонки с иностранных номеров, где мошенники имитируют вызовы российских госорганов, чтобы "усыпить бдительность" пользователей", - сказал руководитель департамента цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.

О борьбе с мошенничеством

В банке советуют клиентам обращать внимание на написание номера на экране смартфона и не отвечать на вызовы сразу, чтобы позднее проверить контакт в журнале мессенджера, и через настройки в смартфоне запретить входящие звонки с незнакомых номеров, такая опция доступна в Telegram и Viber. Там отмечают, что сотрудники банка никогда не звонят клиентам в мессенджеры и с огромной долей вероятности все подобные звонки совершаются исключительно с целью получения персональной информации в преступных целях.

В целом за первое полугодие ВТБ обработал почти 3,9 млн обращений по темам, связанным с мошенничеством. Общий объем спасенных денежных средств составил около 13 млрд рублей, банк защитил средства почти 600 тыс. клиентов. Там также указали, что решением проблемы мошенничества необходимо заниматься на государственном уровне.

Читать на tass.ru
Теги