Мошенники стали чаще звонить через мессенджеры
Согласно результатам опроса ВТБ, злоумышленники регистрируют аккаунты на виртуальные SIM-карты
МОСКВА, 2 августа. /ТАСС/. Каждый третий клиент ВТБ, сталкивавшийся со звонками мошенников, получал их через популярные мессенджеры, а наибольшее число таких вызовов зафиксировано в WhatsApp и Viber. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного банком среди более 50 тыс. жителей российских городов в возрасте от 18 лет.
Как пояснили в банке, мошенники регистрируют аккаунты на так называемые "виртуальные SIM-карты" как российских, так и иностранных операторов. Все чаще злоумышленники звонят с зарубежных номеров, начинающихся на +84 95 или +49. Такие входящие вызовы из мессенджеров визуально схожи с обычным звонком с российского городского или мобильного номера, а на экране смартфона на платформе iOS они выглядят как обычный звонок сотового оператора.
В банке также отметили, что большинство мессенджеров позволяют указать любое имя абонента при регистрации номера. Мошенники пользуются этим и подписываются "Центробанком", "Службой безопасности банка", "Следственным комитетом" и так далее. Клиенты видят это на экране смартфона во время звонка и в случае экстренной ситуации могут неправильно отреагировать на него, начав разговор и предоставив злоумышленникам персональную информацию, данные карт или личного кабинета, указали в ВТБ.
При этом злоумышленники зачастую применяют входящий звонок робота, который впоследствии переключает на якобы "специалиста", который дает клиентам ложную информацию о возможной потере денежных средств, оформлении мошеннической заявки на кредит, участии в следственных мероприятиях или несанкционированной замене номера телефона.
Банк также предупреждает клиентов, что мошенники обзванивают пользователей под видом службы поддержки сотовых операторов и вынуждать своих жертв настроить переадресацию входящих звонков и смс, чтобы получить доступ в онлайн-банк. В таких случаях они используют легенду о взломе личного кабинета абонента или телефона и просят ввести "специальный код" в своем телефоне, который на самом деле является USSD-командой на включение функции переадресации.
"Звонки мошенников через мессенджеры - тренд этого сезона. Отследить злоумышленников в таких каналах гораздо труднее из-за отсутствия антиспама и антимошеннических фильтров. Сейчас мы начали фиксировать звонки с иностранных номеров, где мошенники имитируют вызовы российских госорганов, чтобы "усыпить бдительность" пользователей", - сказал руководитель департамента цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.
О борьбе с мошенничеством
В банке советуют клиентам обращать внимание на написание номера на экране смартфона и не отвечать на вызовы сразу, чтобы позднее проверить контакт в журнале мессенджера, и через настройки в смартфоне запретить входящие звонки с незнакомых номеров, такая опция доступна в Telegram и Viber. Там отмечают, что сотрудники банка никогда не звонят клиентам в мессенджеры и с огромной долей вероятности все подобные звонки совершаются исключительно с целью получения персональной информации в преступных целях.
В целом за первое полугодие ВТБ обработал почти 3,9 млн обращений по темам, связанным с мошенничеством. Общий объем спасенных денежных средств составил около 13 млрд рублей, банк защитил средства почти 600 тыс. клиентов. Там также указали, что решением проблемы мошенничества необходимо заниматься на государственном уровне.