11 АВГ, 15:16

Производители БПЛА в России заявили, что нуждаются в господдержке

Так ответили 87% опрошенных компаний, говорится в материалах Центра стратегических разработок в рамках исследования "Состояние и тенденции развития рынка беспилотных авиационных систем в мире и России"

МОСКВА, 11 августа. /ТАСС/. Большинство российских компаний рынка беспилотных авиационных систем (БАС) зафиксировали ухудшение собственного положения в текущей макроэкономической ситуации, следует из опроса, проведенного Центром стратегических разработок (ЦСР) в рамках исследования "Состояние и тенденции развития рынка беспилотных авиационных систем в мире и России" (имеется в распоряжении ТАСС). При этом 87% опрошенных компаний заявили, что нуждаются в государственной поддержке.

Участие в опросе приняли 172 компании МСП и крупного бизнеса, среди которых были производители БАС и отдельных элементов беспилотников, производители композитных материалов, разработчики сервисов, платформ и других информационных технологий, научные и образовательные организации. 80% респондентов заявили, что почувствовали на себе негативное влияние текущей макроэкономической ситуации.

Эксперты ЦСР также обратили внимание на трудности, возникающие у компаний рынка БАС во внешнеэкономической деятельности. Так, 63% респондентов, работающих на экспорт заявили, что сейчас такая деятельность их компании частично или полностью приостановлена. В свою очередь снижение импорта продукции может стать причиной сокращения или временной приостановки производственной деятельности компаний рынка беспилотников, отмечают в ЦСР. "В целях снижения влияния эффектов от негативных последствий компаниям рынка БАС необходимо приложить усилия по ускоренной замене импортной продукции на российские аналоги, в том числе начать их выпуск, или найти альтернативные варианты приобретения сырья, материалов и комплектующих и оборудования, рассмотреть возможности выхода на иные рынки для сбыта своих продукции и услуг", - говорится в исследовании.

В этой связи власти совместно с представителями отрасли могут создать условия для развития освобождаемых ниш рынка БАС и смежных отраслей, резюмировали эксперты. С этой проблемой согласился и замглавы Минтранса РФ Дмитрий Баканов. "Сегодня остро стоят вопросы формирования собственных компетенций внутри страны, снижения зависимости от импорта, снятия нормативных барьеров для использования беспилотного транспорта", - приводятся слова Баканова в исследовании.

Необходимость господдержки

Подавляющее число (87%) опрошенных предприятий сообщили, что нуждаются в финансовой поддержке со стороны государства. "Сегодня рынок беспилотных авиационных систем, как и экономика страны в целом находятся в новом экономическом контексте, смягчение эффектов от которого требует активного участия государства и использования специальных инструментов регулирования", - поясняет президент ЦСР Владислав Онищенко.

Среди уже действующих мер наиболее востребованными среди компаний рынка беспилотных воздушных средств являются финансовая поддержка инновационного бизнеса и снижение административной нагрузки. При этом, в отличие от основной части российского бизнеса, предприниматели рынка БАС предпочитают косвенной финансовой поддержке прямую денежную помощь и снятие административных барьеров. Для устойчивого развития рынка беспилотников в России компании также выражают потребность в развитии инновационной инфраструктуры, в частности, технопарков, индустриальных парков, особых экономических зон, ангаров для хранения и обслуживания БВС.

Предложения по мерам поддержки

В ЦСР указали на то, что сегодня только государство обладает значительными ресурсами, чтобы инвестировать в развитие данного рынка. Эксперты предложили предусмотреть субсидирование проектов, связанных с разработкой беспилотных технологий, а также механизмы финансовой поддержки, аналогичные принятым для IT-отрасли, в том числе кредиты по льготной ставке. Кроме того, финансовую поддержку компаний можно осуществить за счет привлечения средств венчурных фондов и государственных некоммерческих организаций, а также средств, направляемых на реализацию государственных программ.

"Одновременно можно предусмотреть возможность для компаний отдельных отраслей, например, сельского хозяйства, компенсации затрат, связанных с использованием БАС или услуг с использованием БАС, по аналогии с компенсацией затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам и др. Эта мера позволит увеличить спрос на продукцию и услуги на рынке БАС", - говорится в исследовании.

Авторы работы также указали на актуальность возможности для компаний-производителей и эксплуатантов БАС получения субсидии на закупку отечественного программного обеспечения. Еще одной мерой господдержки, по мнению экспертов, может стать частичная компенсация расходов на развитие инновационной инфраструктуры в регионах, на которой могут разместиться не только компании рынка БАС, но и другие инновационные предприятия.

В Минэкономразвития РФ отметили высокую актуальность проведенного ЦСР исследования и обратили внимание на то, что министерство уже сотрудничает с центром в вопросе внедрения беспилотных технологий в регионах РФ. Одним из ключевых механизмов развития в этой области являются экспериментальные правовые режимы (ЭПР), пояснил ТАСС замглавы министерства Максим Колесников.

Он также рассказал о расширении планах по расширению эксперимента по работе с беспилотниками в "Сколково". "Сейчас Минэкономразвития России совместно с правительством Москвы и фондом "Сколково" ведет работу по запуску эксперимента, позволяющего с применением БАС осуществлять перевозку пассажиров, багажа и доставку грузов на территории инновационного центра "Сколково", - сказал Колесников. Ранее сообщалось о планах использования на территории "Сколково" дронов для доставки грузов.

Читать на tass.ru
Теги