Маркировка БАД может стать обязательной в России с апреля 2023 года
Как сообщили в Минпромторге РФ, с 1 марта 2023 года для этой товарной группы может стать обязательной регистрация в системе "Честный знак"
МОСКВА, 19 августа. /ТАСС/. Обязательная цифровая маркировка биологически активных добавок (БАД) к пище может быть запущена с 1 апреля 2023 года, сообщили в пресс-службе Минпромторга РФ. Соответствующий проект постановления правительства размещен министерством на портале проектов нормативных правовых актов.
"Проект постановления устанавливает сроки начала цифровой маркировки для этой товарной группы. Так, с 1 марта 2023 года может стать обязательной регистрация в информационной системе маркировки "Честный знак", а с 1 апреля 2023 года - маркировка БАД к пище", - отметили в министерстве.
Кроме того, устанавливаются сроки для предоставления сведений об обороте и выводе из него: с 1 сентября 2023 года - розничная торговля, с 1 ноября 2023 года - оптовая торговля в рамках объемно-артикульного учета и с 1 марта 2025 года - оптовая торговля в рамках поэкземплярного учета.
"На сегодняшний день к эксперименту присоединилось уже более 1600 компаний, которые занимаются оборотом БАД. Из них более 1000 - представители оптового и розничного звена, 153 - производители, 149 - импортеры, в том числе: "Эвалар", Amway, "Гербалайф", Solgar, "Фармстандарт", Stada, Queisser Pharma и другие", - процитировали в пресс-службе слова замглавы Минпромторга РФ Василия Шпака.
В министерстве напомнили, что эксперимент по маркировке БАД к пище проводится на территории России с 1 мая 2021 года по 31 августа 2022 года. При этом Минпромторгом России уже разработан и внесен в правительство РФ проект постановления о продлении эксперимента до 28 февраля 2023 года, чтобы обеспечить отрасли максимально плавный переход к новым требованиям, подчеркнули там.
Позиция ЦРПТ
Национальная система цифровой маркировки товаров "Честный знак" будет готова к началу маркировки биологически активных добавок в соответствии с предложенными Минпромторгом сроками, сообщили ТАСС в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы).
Участники пилотного проекта по маркировке БАД протестировали основные технологии маркировки своей продукции. Всего за время эксперимента промаркировано более 2,2 млн упаковок БАД и создано почти 1,5 тыс. карточек товаров в национальном каталоге. В ходе пилотного проекта успешно реализована полная цепочка прослеживаемости товара от производителя или импортера до конечного потребителя. В национальном каталоге внедрена возможность создания карточек товаров, на которые получены свидетельства о государственной регистрации в России, Армении, Казахстане и Белоруссии, рассказали в ЦРПТ.
Кроме того, в рамках эксперимента прорабатывается вопрос взаимодействия системы "Честный знак" с ФГИС ВетИС Россельхознадзора, что позволит в автоматизированном режиме сверять объемы использованного для производства БАД сырья и выпущенной продукции и проверять производителей, у которых выявлены несоответствия.
По данным Высшей школы экономики, доля незаконного оборота БАД в России составляет почти 60%. Эксперты НИУ ВШЭ уверены, что введение цифровой маркировки в этом сегменте позволит сократить "серый" рынок на 50% и приведет к увеличению доходов легальных производителей до 2,2 млрд рублей в год, добавили в центре.
Национальная система цифровой маркировки вводится в России с 2019 года. Она распространяется на молочную продукцию, упакованную воду, лекарства, табак, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты.