Эксперты фиксируют в I полугодии взрывной рост в РФ мошенничества с использованием брендов
Чаще всего, по информации аналитиков, за прохождение опроса мошенники обещают пользователям крупное вознаграждение или ценный приз, однако в итоге жертва сама лишается денег и данных банковских карт
МОСКВА, 30 августа. /ТАСС/. Количество случаев онлайн-мошенничества с использованием известных брендов в России за I полугодие текущего года выросло почти в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводят аналитики разработчика решений по кибербезопасности Group-IB Digital Risk Protection, специализирующихся на борьбе с нелегальным использованием брендов.
"Group-IB зафиксировала в России в первом полугодии 2022 года взрывной рост случаев онлайн-мошенничества с использованием известных брендов - на 579% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года", - сказано в сообщении.
По данным аналитиков, более половины всех обнаруженных фишинговых сайтов были связаны с использованием схемы таргетированного мошенничества, таких как фейковые опросы с розыгрышами ценных призов от имени известных компаний. "По оценкам Group-IB, для привлечения внимания жертв злоумышленники используют уже более 2 100 мировых брендов и торговых марок компаний из сферы онлайн-ретейла, телекоммуникаций, сферы услуг, банковского сектора и т. д. Для сравнения: в конце 2021 их было всего 120", - подчеркнули в компании.
Чаще всего, по информации аналитиков, за прохождение опроса мошенники обещают пользователям крупное вознаграждение или ценный приз, однако в итоге жертва сама лишается денег и данных банковских карт. "В рамках такого типа мошенничества "под цель" генерируется индивидуальная, так называемая таргетированная ссылка, использующая параметры потенциальной жертвы. Ссылки бывают как многоразовые, так и одноразовые - именно поэтому мошеннические ресурсы сложно обнаружить и заблокировать", - пояснили в Group-IB.
Сферы мошенничества
Также, по данным аналитиков, в первом полугодии 2022 года мошенники использовали несколько десятков различных сценариев онлайн-афер, активно разыгрывая тему санкций и прекращения работы в России известных международных брендов. Так, например, были выявлены мошеннические схемы, связанные с продажей фейковых виртуальных карт оплаты в App Store и PlayStation Store или покупкой доступов к ушедшим с российского рынка сервисам, в частности, Spotify Premium и Pornhub. Также были зафиксированы мошеннические действия при распродажах товаров от мировых брендов, которые прекратили свою работу в России, например, популярная мошенническая схема "Мамонт" (когда деньги и данные пользователей похищаются с помощью фейковых сайтов популярных курьерских служб и маркетплейсов) пополнилась новым сценарием покупки "дефицитных" товаров от IKEA.
Вместе с тем, был зафиксирован рост активности мошенников, действующих в сфере лотерей. Так, в I полугодии 2022 года Group-IB совместно со "Столото" обнаружили и заблокировали 18,7 тыс. ресурсов, которые действовали под видом популярных государственных лотерей. Кроме того, фиксировался рост мошеннических сайтов для бронирования номеров в гостиницах и оплаты проезда на автомагистралях. Большинство ресурсов появились к началу отпускного сезона, а летом зафиксировано более 30 фишинговых ресурсов, копирующих популярные сочинские отели. "Начиная с весны, на фоне нестабильности на финансовом рынке, заметен рост числа мошеннических ресурсов и онлайн-трансляций, посвященных "выгодным вложениям" в криптовалюты, инвестиций в ценные бумаги или выводу средств из российских банков на "безопасные счета" за границу", - заключили аналитики.