Московские аэропорты освобождают от госрегулирования тарифов
Авиакомпании предупреждают, что это решение неизбежно приведет к росту цен на билеты
МОСКВА, 11 ноября. /Спецкор ТАСС Алина Черноиванова/. Московские аэропорты первыми в России получат освобождение от госрегулирования тарифов. Поручение проработать такой сценарий дал первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Увеличив тарифы и сборы, аэропорты смогут обеспечить возврат инвестиций в аэродромную инфраструктуру Московского авиаузла, в том числе средств из Фонда национального благосостояния. В авиакомпаниях предупреждают, что это решение неизбежно приведет к росту цен на билеты.
Отказ от регулирования для возврата инвестиций
"Признать целесообразным прекращение ценового регулирования деятельности поставщиков услуг в аэропортах Московского авиаузла", - говорится в протоколе совещания по развитию МАУ, состоявшегося под руководством Шувалова в октябре (копия документа есть в распоряжении ТАСС).
Сейчас в аэропортовой сфере государство регулирует четыре тарифа - сбор за взлет-посадку, авиационную безопасность, сборы за пользование аэровокзалом и за обслуживание пассажиров.
Отказ от регулирования тарифов в аэропортах Домодедово, Шереметьево и Внуково изначально рассматривался как один из механизмов повышения доходности аэропортов на фоне подготовки к передаче столичных аэродромов в концессию (еще один вариант - инфраструктурный сбор - не нашел поддержки). Операторы аэропортов заключат концессионные соглашения с государством на аэродромное имущество сроком на 49 лет, а Домодедово - до 2073 года (срок действия договора аренды, заключенного в 1998 году). Фактически аэропорты получат аэродромы в долгосрочное пользование, но без фиксированной арендной платы, а за обязательства по их поддержанию и развитию. {history:44913:'Смотрите также':'left':'50'}
Предварительная сумма инвестиций в развитие московских аэродромов - менее 100 млрд руб. Эти средства аэропорты смогут получить из ФНБ на возвратной основе по схеме до 100% от общей цены проектов. Минтрансу, Минфину и Минэкономразвития совместно с инициаторами проектов на том же совещании у Шувалова поручено продолжить работу по оптимизации объема инвестиций, предусмотрев "необходимость завершения основных мероприятий по развитию МАУ в первом квартале 2018 года".
Сборы, устанавливаемые Федеральной службой по тарифам, - один из основных источников дохода аэропортов. Например, по данным отчетности Шереметьева по российским стандартам за 2013 год, выручка от таких сборов составляет почти 46,4% от выручки аэропорта в целом (почти 8,3 млрд руб. от более чем 17,8 млрд руб.). На сборе за взлет-посадку Шереметьево, в частности, выручил более 2 млрд руб., на сборе за пользование аэровокзалом - более 5 млрд руб. Но средств недостаточно для планируемых масштабных инвестиций. Справедливыми в Шереметьеве называют такие тарифы и сборы, которые позволят аэропорту обеспечивать не только оперативную деятельность, но и развиваться.
Рост до среднего по России
Отмена госрегулирования приведет к росту тарифов, признают все эти аэропорты. "Уровень роста тарифов сейчас не определен - финансовая модель находится в разработке", - пояснили во Внукове. "Возможность роста тарифов, безусловно, будет рассматриваться", - говорят в Шереметьеве. В Домодедове добавляют, что "повышение тарифов, если оно и произойдет", должно быть равномерным. "Именно поэтому мы говорим о необходимости бюджетной балансировки - выравнивания объемов инвестиций в аэродромную инфраструктуру между аэропортами МАУ - перед заключением концессионных соглашений, чтобы исключить ситуацию, когда один из конкурирующих аэропортов вынужден или работать себе в убыток, или устанавливать нерыночный тариф", - поясняет представитель аэропорта.
Но в аэропортах обращают внимание на то, что сейчас в московском авиаузле один из самых низких уровней регулируемых сборов по России. Как напоминают во Внукове, до сих пор динамика роста тарифов была следующей: "Примерно раз в два года - на уровень инфляции". В Домодедове ожидают, что после снятия госрегулирования тарифы в МАУ не будут превышать средних аэропортовых тарифов по регионам России, "поэтому они должны быть приемлемы для авиакомпаний".
Аэропорты используют мотивационные программы для компаний-партнеров. Гибкая тарифная политика способствует развитию маршрутной сети и расширению возможностей для пассажиров, добавляют в Домодедове.
Дороже аэропорты - дороже цены на билеты
У аэропортов есть резервы повышения эффективности без увеличения тарифов, уверены в группе S7. "Рентабельность аэропортового бизнеса в разы превышает рентабельность авиаперевозок, - говорит представитель группы. - Кроме того, аэропорты МАУ имеют значительную долю неавиационных доходов, а также доходов от зарубежных перевозчиков, которые увеличиваются в связи с ростом курса доллара и евро".
Крупнейшие российские авиаперевозчики - группа "Аэрофлот", "Трансаэро", "ЮТэйр" и группа S7 - предупреждают, что отмена госрегулирования тарифов и сборов неизбежно приведет к росту тарифов на авиаперевозки. В конечном счете за все платит пассажир, напоминают участники рынка.
"Инициатива негативно скажется на расходах авиакомпаний, - считают в S7 (базовый аэропорт - Домодедово). - Структура рынка авиаперевозок в МАУ сложилась, для любой крупной авиакомпании издержки перехода из одного аэропорта в другой будут очень высоки. Поэтому реальной конкуренции за авиакомпании между аэропортами МАУ не будет. Такое решение однозначно приведет к росту тарифов".
Фактическое отсутствие тарифной конкуренции между аэропортами Москвы констатируют и в "Трансаэро" (летает из Внукова и Домодедова), где также выступают за сохранение госрегулирования.
В "Аэрофлоте" (базируется в Шереметьеве) обратили внимание на то, что "в большинстве аэропортов России услуги аэропортового и наземного обслуживания монополизированы, что приводит к неконтролируемому росту тарифов и, как следствие, к увеличению себестоимости и росту цен на авиаперевозки". В компании заинтересованы "как минимум в сохранении перечня регулируемых тарифов на услуги в аэропортах", хотя "даже при участии государства в регулировании уровня ставок основных аэропортовых сборов процент роста большинства из этих ставок опережает уровень инфляции", добавляют в пресс-службе "Аэрофлота".
"В случаях, когда регулируемые ставки повысить не удается, аэропорт компенсирует это ростом нерегулируемых тарифов", - говорят в S7. Эти тарифы, по словам представителя "Трансаэро", растут "опережающими темпами".
К нерегулируемым тарифам относятся метеообеспечение, обработка коммерческих грузов и почты, обеспечение приемки-выпуска самолета, заправка водой, внутренняя уборка самолета, а также предоставление трапов, пассажирского наземного транспорта и прочее. "Рост этих тарифов в российских аэропортах в среднем составляет 17,5% в год", - говорят в "Аэрофлоте".
В компании добавили, что доля затрат на обслуживание в аэропортах и на трассе в общем объеме эксплуатационных затрат "Аэрофлота" выросла за последние пять лет с 14,8 до 17,1%. У группы S7 аэропортовые расходы без учета топливозаправки и бортпитания в структуре расходов на один рейс составляют около 15-17% в общих затратах авиакомпании. У "Трансаэро" в 2013 году - 11,8%. "Структура расходов на рейс зависит от типа воздушного судна, но в целом в структуре затрат авиакомпании по пассажирским перевозкам аэропортовые расходы занимают около 16-17%", - говорят в "ЮТэйр".
Тарифы без регулирования, но под контролем
По поручению Шувалова ФСТ, Минэкономразвития и Минтранс должны разработать изменения в нормативно-правовой базе, снимающие госрегулирование в МАУ, до 1 декабря. В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова подтвердили факт совещания и выданных поручений.
Окончательного решения, как позволить аэропортам повысить доходы, но и не допустить резкого роста стоимости авиаперевозок, пока нет. "Каким образом будет осуществляться регулирование, рынком или иначе, будет определено до конца года", - сообщил ТАСС источник, знакомый с ходом консультаций.
Другой источник ТАСС, знакомый с подготовкой соответствующего решения, говорил ранее, что может быть принят промежуточный вариант, по которому тарифное регулирование снимается, но аэропорты МАУ остаются в реестре субъектов естественных монополий, а ФСТ введет мониторинг стоимости услуг и в случае необходимости вводит ценовые ограничения. Такая схема действует в ряде крупных морских портов.
ФСТ готовит соответствующие документы в рамках поручения Шувалова, сообщили ТАСС в службе. В Минэкономразвития сказали, что материалов на согласование от заинтересованных ведомств пока не поступало. В пресс-службе Минтранса говорят, что "поручение не поступало".