"Общественная потребительская инициатива" просит усилить надзор за детской питьевой водой
По данным организации, в исследованных пробах такой продукции нашли бактерии и вредные вещества
МОСКВА, 13 сентября. /ТАСС/. Организация по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) попросила усилить контроль за рынком воды для детского питания, отметив, что в исследованных пробах такой продукции найдены бактерии и вредные вещества. Копия письма, направленного вице-премьеру - министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову, первому заместителю председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергею Митину, генпрокурору РФ Игорю Краснову и министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву, есть в распоряжении ТАСС.
"Просим вашей помощи в проведении проверок в отношении организаций, допускающих нарушения в таком важном сегменте, как производство продукции для детского питания", - говорится в документе.
В ОПИ отметили, что в последнее время все чаще на полках магазинов начала появляться питьевая вода для детского питания, в том числе в форматах "для взрослых" - в таре от двух до 19 литров. "На принадлежность воды к продукции для детского питания в ряде случаев указывают картинки с вымышленными мультипликационными персонажами, но ряд вод на полках магазинов просто имеет приписку "детская" в наименовании продукции, никак не указывая ни на особый сегмент, для которого предназначена, ни на возраст детей. Так, начиная с июня 2022 года нашей организацией было найдено 7 образцов воды для детей, часть из которой выглядела как обычная питьевая упакованная вода", - говорится в письме.
В документе также отмечается, что организация совместно со специалистами МГУ провела лабораторные исследования детской воды разных производителей. В ходе исследования выявлено, что 21% из исследованных образцов не соответствуют техническому регламенту по химическим, а 27% по микробиологическим показателям - в воде выявлено серебро, что указывает на обработку воды, повышенное количество общей микробной численности, в три раза превышающее предельно допустимую концентрацию, что может способствовать развитию желудочных заболеваний, а также бактерии энтерококки, вызывающие болезни кровеносной системы (результаты исследований есть в распоряжении ТАСС).
"В исследованных образцах было найдено превышение ПДК по показателям: фторид-ионы, кальций, сухой остаток, серебро. Также все образцы прошли микробиологический анализ, который выявил 4 критических нарушения (превышение общей микробной численности бактерий, а в одном образце также найдены энтерококки). <...> Принимая во внимание, что данные образцы были приобретены в крупном сетевом магазине, с ужасом можно представить, какое количество нарушений встречается в детской воде, реализуемой в магазинах в формате "у дома" и в сегменте доставки "на дом", - говорится в письме.
По результатам исследований нарушения выявлены в воде марок "Архыз Вита детская", "Вкусвилл детская", "Дивеевская детская", "Зайка детская", "ТБАУ детская", "Легенда гор Архыз", "Стэлмас детская", "Эльбрусинка детская", "Калинов родник".
В организации также указали на важность внедрения маркировки в отношении детской воды.
Позиция Минпромторга и ЦРПТ
В Минпромторге РФ подтвердили получение письма. "По данным ФНС, НИФИ, ВШЭ, доля нелегального оборота упакованной воды достигает 30%, при этом в анализах не проводилось деления на сегменты минеральной, природной, обработанной, детской и иных видов вод. В Минпромторг в последнее время поступает информация о "перетоке" ряда производителей в сегмент немаркируемой "детской воды" и о росте количества такой продукции. Из имеющихся материалов видно, что продукция не имеет признаков воды для детского питания, но в то же время содержит упоминание детской в названии. Кроме того, налицо превышение показателей по содержанию бактерий и вредных для детей веществ, что может нести прямую угрозу здоровью", - отметили в министерстве.
По мнению представителей Минпромторга, эти примеры лишь подтверждают необходимость внедрения обязательной маркировки детской воды.
"По данным Роспотребнадзора, детскую воду выпускают всего 28 юридических лиц, все они зарегистрированы в системе маркировки и имеют опыт работы с этими механизмами, поэтому сложностей при внедрении маркировки детской воды возникнуть не должно", - добавили в министерстве.
Как отметил начальник управления безакцизных товарных групп оператора маркировки Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Кирилл Волков, представители оператора неоднократно получали жалобы о перетоке "взрослого" сегмента в "детский" - от производителей упакованной воды, а также жалобы на детскую воду - от потребителей.
"Отсутствие требований к маркировке детской воды создает брешь в законодательстве и способствует развитию недобросовестной конкуренции. Все 28 предприятий, разливающих детскую воду, зарегистрированы в системе и работают с маркировкой других видов вод. Как минимум 10 из них производят детскую воду на тех же линиях, где разливается природная питьевая вода, уже имеют полное оснащение для маркировки этого вида продукции, их сотрудники умеют работать с маркировкой", - сообщил он.
Волков добавил, что внедрение маркировки не ухудшило производительность или экономическую ситуацию на заводах, напротив, ряд производителей отмечают повышение автоматизации процессов, упрощение контроля за выпуском и оборотом собственной продукции. "Это особенно релевантно для микро- и малых предприятий, испытывающих сложности с учетом движения собственной продукции до введения маркировки. Выпуск упакованной воды в высоком сезоне 2022 года - этим летом - в ряде регионов даже превысил плановые ожидания", - заключил он.