Исследование: товары и услуги через интернет заказывают 47% россиян
Чаще всего в интернете россияне покупают одежду, обувь и спортивные товары
МОСКВА, 16 сентября. /ТАСС/. Популярность онлайн-шопинга в России устойчиво растет, доля россиян, заказывающих товары или услуги онлайн, за восемь лет выросла с 15% до 47%. Об этом говорится в исследовании Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, опубликованном в пятницу на сайте организации.
"В последние годы устойчиво растет доля россиян, заказывающих товары или услуги через интернет. <…> Доля россиян, заказывающих товары или услуги по Сети, за 2013-2021 гг. выросла с 15% до 47%. Период пандемии COVID-19 стал частью этого восходящего тренда", - говорится в сообщении. Данные приводятся в процентах от численности населения в возрасте 15-74 лет.
Несмотря на такую динамику, отмечают в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, доля онлайн-покупателей среди населения в России все еще значительно ниже, чем в большинстве европейских стран. Например, в Норвегии, Дании и Нидерландах доля жителей, которые пользовались интернетом для заказа товаров и услуг, в 2021 году составляла около 90%. "Распространение онлайн-шопинга обусловлено в том числе доступностью интернета в стране. Так, в Норвегии доступ к глобальной Сети есть в 99% домохозяйств, а в России - в 84%", - говорится в исследовании.
Что покупают
Чаще всего в интернете россияне покупают одежду, обувь и спортивные товары (66% совершавших онлайн-покупки в 2021 году). Более трети (37%) онлайн-покупателей приобретают предметы домашнего обихода. Спрос на финансовые услуги, которые также входят в топ-3 интернет-покупок, за последнее время практически не изменился: и в 2021 году, и в 2019 года такими услугами пользовались 44% онлайн-покупателей в стране. К наименее распространенным категориям онлайн-покупок относятся: программное обеспечение (5%), видеоигры (7%), книги, журналы, газеты, в т.ч. и электронные (10%), а также товары для творчества и хобби (11%) - товары, спрос на которые демонстрируют достаточно узкие группы населения.
За время пандемии наибольший прирост доли онлайн-покупателей произошел в отношении продуктов питания: в 2019 году через интернет их заказывали 14% россиян, совершавших онлайн-покупки, а в 2021 году - уже 30%. Доля онлайн-покупателей медицинских товаров выросла с 15% в 2019 г. до 23% в 2021 году.
Популярность традиционных магазинов
"Несмотря на существенные преимущества онлайн-покупок (широкий ассортимент товаров и услуг, меньшие временные затраты и др.), более половины россиян (53%) все еще не имеют опыта заказа товаров и услуг через интернет. Половина интернет-пользователей, которые не совершали онлайн-покупки за последний год, отдают предпочтение посещению традиционных магазинов (51%), более трети - не испытывают необходимости в онлайн-покупках (35%).<…> Отсутствие доверия к приобретению товаров и услуг через интернет отмечают около 15% российских интернет-пользователей, которые не делают заказы онлайн. Для людей старшего возраста важной причиной отказа является и недостаток соответствующих навыков: эту причину отметили 12% в группе пользователей интернета 60-74 лет, не практикующих покупки онлайн", - говорится в исследовании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.