"Вертолеты России" хотят запретить продление сроков эксплуатации Ми-8Т и Ми-26Т
По данным Ассоциации вертолетной индустрии, это приведет к увеличению расходов федеральных и региональных госзаказчиков
МОСКВА, 29 сентября. /ТАСС/. Холдинг "Вертолеты России" без обсуждения с вертолетным сообществом вводит запрет на продление сроков эксплуатации транспортного вертолета Ми-8Т и вертолета Ми-26Т, что приведет к списанию и выводу из эксплуатации из парка российских авиакомпаний практически всех вертолетов данного типа в течение двух-трех лет. Об этом в четверг со ссылкой на письмо председателя правления Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) Михаила Казачкова от 14 сентября в аппарат правительства сообщают "Ведомости".
Как уточняет издание, в письме Казачков пишет, что запрет на продление сроков использования вертолетов приведет к увеличению расходов федеральных и региональных госзаказчиков, которые привлекают Ми-8Т к для тушения лесных пожаров, к подорожанию услуг по поисково-спасательному обеспечению и увеличению расходов "Почты России" по доставке почты и грузов в труднодоступные регионы страны.
"Введение названного запрета затрагивает интересы всех эксплуатантов, использующих вертолеты Ми-8Т, и несбалансированным, негативным образом отразится на рынке авиационных работ", - подчеркнул Михаил Казачков в письме. Запрет приведет к списанию и выводу из эксплуатации из структуры парка российских авиакомпаний практически всех вертолетов данного типа в течение двух-трех лет, пишут "Ведомости".
Казачков также отметил, что российский парк вертолетов сегодня насчитывает 2269 единиц техники, а 75% вертолетов отечественного производства из них эксплуатируются более 25 лет. По словам Казачкова, которые приводят "Ведомости", парк вертолетов типа Ми-8 на 63% (1120 единиц) состоит из моделей Ми-8Т/П, снятых с производства в середине 1990-х годов.
В свою очередь холдинг "Вертолеты России" считает, что эта мера позволит "ускорить естественное выбывание авиационной техники и приведут к масштабному обновлению" российского вертолетного парка. Казачков же отмечает, что стоимость летного часа Ми-8 Т/П примерно на 30% меньше, чем стоимость летного часа новых модернизированных вертолетов. Он также добавил, что в условиях санкций актуальным вопросом является импортозамещение двигателей на новых вертолетах АНСАТ И Ми-38.
Как пишут "Ведомости", в своем письме председатель правления АВИ уточнил, что 500 вертолетов Ми-8Т активно эксплуатируется в дружественных зарубежных странах, поэтому "несвоевременно введенные АО "Вертолеты России" ограничения могут сформировать репутационные риски, а также замещение сформированных не одним десятилетием рынков эксплуатантов российской вертолетной техники и организаций по их обслуживанию на вертолеты американских и европейских конкурентов".
Исполнительный директор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отметил газете, что стоимость владения и летного часа вертолетами Ми-8МТВ или АМТ значительно выше, чем у Ми-8Т,.
"Ведомости" направили запрос в Utair, поскольку на сайте компании сообщается, что в парке "Ютэйр - вертолетные услуги" находятся 157 вертолетов Ми-8Т и 25 Ми-26, 109 машин Ми-17 (Ми-171, Ми-8АМТ/МТВ), 4 вертолета Ка-32, 7 вертолетов Ecureuil AS355 NP, а также 18 машин Airbus Helicopters H125. Гендиректор авиакомпании "Ямал" Валерий Озерной сообщил "Ведомостям", что в парке его компании нет вертолетов Ми-26Т, но имеются 42 вертолета Ми-8Т и проблема, описанная Казачковым в письме Мишустину присутствует. У "Газпром авиа", которая владеет более чем сотней различных вертолетов "действует программа по своевременному обновлению вертолетного парка", - сообщили "Ведомостям" в управлении информации ПАО "Газпром". В компании отметили, что "Газпром авиа" не эксплуатирует вертолеты сверх сроков, установленных производителем".
Сейчас холдинг "Вертолеты России" (входит в "Ростех") проводит анализ установленных нормативными документами критериев и допустимых сроков эксплуатации вертолетной техники, что необходимо для повышения безопасности полетов, сообщил "Ведомостям" представитель холдинга. Сроки эксплуатации будут продлеваться в соответствии с нормативами, добавил он. Об этом же "Ведомостям" рассказал и Минпромторг.
"Срок может быть продлен в виде исключительной меры в соответствии с жесткими нормативами. Очевидно, что от состояния машин зависит безопасность полетов", - подчеркнул собеседник "Ведомостей" из "Ростеха". "Сегодня во многих авиакомпаниях эксплуатируются вертолеты, достигшие предельных значений эксплуатации, которым по 50-60 и больше лет, уточнил представитель "Ростеха". "Производитель находится в постоянном контакте с эксплуатантами и профильными ведомствами. Механизмы обновления парка сейчас обсуждаются", - добавил он.
В разговоре с "Ведомостями" источник в холдинге "Вертолеты России" отметил, что жалобы ассоциации имеют место и существуют устаревшие вертолеты, которые могли бы еще полетать, но теперь это невозможно, потому что им не продлевают срок эксплуатации. "Старый вертолет и есть старый вертолет: мощность двигателя не та уже, ремонт длится дольше, перевозить людей и грузы опаснее", - говорит собеседник газеты. По его словам, старая машина неудобна в использовании как авиакомпаниям, так и тем, кто их услугу потребляет. Источник издания отметил, что вертолетную отрасль и не должны были предупреждать о прекращении продления сроков эксплуатации, так как эксплуатанты обязаны самостоятельно стараться более активно использовать механизмы лизинга.
Представитель Минтранса подчеркнул "Ведомостям", что сертификат летной годности выдается на период срока службы воздушного судна, установленного его разработчиком, а в то же время в целях обновления парка вертолетной техники министерство поддержало инициативу холдинга "Вертолеты России". Источник добавил, что суть инициативы заключается в том, чтобы внедрить механизм предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на приобретение нового вертолета взамен сданного на утилизацию и это решение прорабатывается Минпромторгом.
Представитель Минпромторга отметил "Ведомостям", что эта мера поддержки действительно обсуждается не первый год, а "ее главная задача - увеличение выпуска гражданской техники на предприятиях холдинга. В текущих условиях введение этой меры поддержки с 2023 года не планируется".
Представитель Росавиации отказался от комментариев.