12 ОКТ, 06:11

Эксперты заявили о необходимости создания флота для развития круизного туризма на Байкале

Также нужна государственная программа с единым подходом, сообщила председатель профильного комитета Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Марина Григорьева

УЛАН-УДЭ, 12 октября. /ТАСС/. Развитие круизного туризма на Байкале потребует больших инвестиций в создание флота и строительство инфраструктурных объектов. При этом окупаемость новых туристических бизнес-проектов с учетом всех экологических требований может занять до 15 лет, рассказали ТАСС эксперты в сфере туризма Бурятии и Иркутской области - регионов, расположенных на берегах озера.

Ранее вице-премьер России Виктория Абрамченко поручила проработать вопрос развития круизного туризма на озере Байкал. Минэкономразвития совместно с Ростуризмом, Минприроды, правительствами Бурятии и Иркутской области также должны проработать вопрос формирования отдельного федерального проекта "Развитие туристической и обеспечивающей инфраструктуры озера Байкал".

"Бурятию ежегодно посещают более 1 млн туристов, отмечается постоянное увеличение интереса к посещению озера Байкал, его заповедных зон. Среднегодовой прирост турпотока составляет 7-10%. Однако доля путешественников, совершивших поездку на Байкал водным транспортом, не превышает 10%. Для развития круизного туризма на этой территории необходимы реконструкция существующих и строительство новых портов и причальных сооружений на восточном побережье озера Байкал, а также создание флота, отвечающего экологическим требованиям", - сказала заместитель министра туризма Бурятии Баярма Цыдыпова.

Байкальский флот

Организацией туров по Байкалу занимаются в основном предприниматели из Иркутской области. Трафик проложен, как правило, на теплоходах и яхтах в западной части акватории. Однако, по словам председателя профильного комитета Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Марины Григорьевой, пока круизного флота как такового на Байкале нет. "Частные маломерные суда, яхты не выполняют функцию туристической направленности, - уточнила она. - Флот представлен в основном "Ярославцами" (серия катеров - прим. ТАСС), которые никак не пригодны, ни по каким параметрам [не подходят] - ни по безопасности, ни по экологическим моментам. Это несовременно, некомфортно, не экологично, все это требует модернизации".

В восточной части озера, в Бурятии, круизных туров нет. Отдыхающие могут лишь совершить однодневную водную прогулку. "В Бурятии судов, на которых можно было бы отправиться в круиз, нет совсем, - сказал руководитель компании "Кристальный Байкал" Мария Цивилева. - Нас несколько, таких перевозчиков, но мы специализируемся только на прогулочных турах. Мы, например, ходим на переделанном катере "Ярославец" вместимостью 12-15 пассажиров от села Турка в "Байкальской гавани" до острова Ольхон и обратно".

Местный частный бизнес, уверена Цивилева, не в силах вложиться в развитие одного из самых дорогих видов туризма. "Круизы - это очень дорого. Для этого необходимо судно, которое, во-первых, может уйти в автономное плавание на 10 суток с 50-60 пассажирами, а, во-вторых, будет отвечать требованиям не только безопасности, но и экологии. Чтобы построить такое судно, нужно как минимум 150 млн рублей, окупится такой бизнес лет через 10-15".

Кроме того, по мнению Цивилевой, новые суда должны быть построены с учетом особенностей навигации на Байкале: короткая волна высотой до 3,5 м, наличие сильных ветров и штормов. "Плюс нужно учитывать, что туристический сезон на Байкале очень короткий - по-настоящему жаркий месяц у нас только июль", - отметила она.

Эксперты подчеркивают, что для развития круизных маршрутов нужна государственная программа с единым подходом, чтобы туроператоры, судовладельцы и судоходцы могли разрабатывать логистику передвижения по Байкалу. "Необходимо разработать государственную программу и, главное, механизм ее реализации в сегодняшних условиях", - отметила Григорьева.

По словам врио руководителя агентства по туризму Иркутской области Дениса Ивлева, такая работа уже ведется. "В рамках поручения, данного на межведомственной комиссии по охране озера Байкал вице-премьером Викторией Абрамченко, нами ведется подготовка по формированию единой концепции развития круизного туризма, в том числе будет разработан отдельный блок по развитию инфраструктуры. <…> Будут решаться вопросы по подъему и утилизации затонувших судов", - сообщил он.

Инфраструктура на Байкале

Коммерческий директор компании "Спутник-Бурятия" Андрей Измайлов рассказал, что на Байкале - на юге озера, на его восточном и северном берегах, кроме Турки, нет подходящих причальных сооружений, способных принимать большие суда. Есть причалы для швартовки в поселках Усть-Баргузин, Нижнеангарск, но это давно построенные, полуразрушенные и неприспособленные для больших судов места.

"Современные причалы нужно строить не только для безопасности туристов, но и для технического обслуживания теплоходов. Еще один важный момент - берегоукрепление и дноуглубительные работы. Они тоже нужны, - подчеркнул Измайлов. - Кроме того, судовладелец на Байкале должен иметь ресурсы, чтобы позаботиться о хранении водного транспорта зимой, а это самая большая статья расходов для любого собственника судна".

Туристы, приезжающие в Бурятию, признаются предприниматели, интересуются возможностью отправить в круиз по Байкалу, спрос на водные путешествия есть. "Люди хотят, но мы не можем себе такое позволить. Круизный турист - это, как правило, не для местных жителей, а для гостей, предпочитающий отдых сегмента люкс", - добавила Цивилева.

Такому туристу, помимо возможности пройти по Байкалу на автономном судне, нужна и современная инфраструктура на берегу. Пока же на берегах озера не так много вместительных гостиниц, отметила Цивилева. Это, если следовать по солнцу, - поселок Листвянка в Иркутской области, остров Ольхон, а дальше, на севере, - только мыс Котельниковский, где есть одноименная турбаза, и Особая экономическая зона "Байкальская гавань" в селе Турка на территории Бурятии, где строительство больших отелей только начинается.

"Байкальская экспедиция"

В феврале этого года в городе Бабушкин, на юге Байкала, состоялся спуск на лед судна на воздушной подушке "Бирюса". Была проведена первая туристическая "Байкальская экспедиция" от компании "ВодоходЪ" - крупнейшего оператора круизного туризма в России. В июне она открыла летний сезон экспедиционных туров по Байкалу.

Технические характеристики 36-местной комфортабельной "Бирюсы" позволяют перевозить пассажиров по снегу, льду и по воде, транспортное средство способно преодолевать снег толщиной до 1 м, заходить в труднодоступные бухты и быстро причаливать к необорудованному берегу.

"Эти экспедиции объединяют локации двух берегов Байкала - Республику Бурятия и Иркутскую область и максимально приближены к стандарту "все включено", - рассказала Цыдыпова. В стоимость тура входит проживание, питание и пикники на природе, переезды на "Бирюсе", экскурсионная программа с гидом, входные билеты в музеи. На суше тур включает посещение центра буддизма в России - Иволгинского дацана, старообрядческого села Тарбагатай, этнокомплекса "Степной кочевник" и Забайкальского национального парка.

Ранее глава Бурятии Алексей Цыденов сообщал, что планируется запуск второго такого судна на воздушной подушке.

Читать на tass.ru
Теги