Транспортный маршрут Север - Юг может стать конкурентом Суэцкому каналу
Первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов ожидает, что к 2030 году объем перевозок российских грузов по коридору Север-Юг почти удвоится
БАКУ, 28 октября. /ТАСС/. Транспортный маршрут Север - Юг в перспективе может стать реальным конкурентом Суэцкому каналу. Об этом сообщил сегодня первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов на XV Веронском Евразийском экономическом форуме.
"Сегодня ключевую роль начинают играть меридианные маршруты, прежде всего маршрут Север - Юг", - сказал он, указав на выходы маршрута в страны Персидского залива, Индии, Китая и Африки. - Маршрут Север - Юг в перспективе может стать реальным конкурентом Суэцкому каналу".
По словам Белоусова, значимость маршрута Север - Юг связана не с санкциями, которым подверглась Россия и российская экономика, речь идет в целом о глобальных сдвигах на мировых рынках и смещении центров экономической активности в Китай, страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива.
"Сегодня исторически сложившаяся транспортная инфраструктура и России, и других стран, которая формировалась прежде всего по принципу параллели и горизонту Восток-Запад, перестает отвечать глобальным тенденциям и тем реалиям, с которыми мы сегодня столкнулись, - отметил первый зампред правительства. - У нас по сути дела единственный такой меридианный маршрут идет через Суэцкий канал, и мы знаем, какие риски для мировой экономики создает такая монополярность. Мы помним, что случилось, когда Суэцкий канал был перекрыт, что произошло с ценами на нефть, на другие ресурсы. А перекрытие составило около недели".
Объем перевозок
Объем перевозок российских грузов по коридору Север - Юг к 2030 году может вырасти почти вдвое, заявил Белоусов.
"Развитие коридора, о котором идет речь, сегодня в решающей мере зависит от взаимодействия России с Республикой Азербайджан и от взаимоотношений наших стран с Ираном. Действительно, мы ожидаем, что к 2030 году объем (перевозки) российских грузов по коридору Север - Юг по всем ветвям вырастет почти в два раза - с текущих 17 (млн) до 30 млн тонн. Но основную перспективу, которая возьмет на себя больше половины прироста, мы видим прежде всего в западном маршруте, проходящем через Азербайджан", - сказал Белоусов.
В этой связи он добавил, что целью должно стать обеспечение к 2030 году провозной мощности западного маршрута коридора Север - Юг всеми грузами с нынешних 9 млн тонн до уровня не менее 15 млн тонн грузов.
"Мы видим, что эти цифры вполне достижимы. За девять месяцев текущего года внешнеторговые торговые перевозки между Россией и Азербайджаном железнодорожным транспортом составили более 5 млн тонн, что почти на 2 млн тонн выше уровня аналогичного периода прошлого года. Таких темпов мировая экономика в текущей ситуации не знает и вряд ли узнает. Автомобильные перевозки между нашими странами за шесть месяцев текущего года составили 1,5 млн тонн, что на 1 млн тонн, или в три раза, выше уровня аналогичного периода прошлого года. Это все свидетельствует о том, какой потенциал заложен сегодня в развитие этого транспортного коридора", - отметил Белоусов.
По его словам, в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина правительством разработана и одобрена детальная дорожная карта по развитию коридора Север - Юг.
Совместный оператор
Россия предлагает создать на транспортном коридоре Север - Юг трехстороннего международного оператора с участием Ирана и Азербайджана, заявил Белоусов.
"Хотели бы предложить рассмотреть возможность создания совместного оператора трех стран Россия - Азербайджан - Иран на всем западном маршруте [коридора Север - Юг], который бы обеспечил бы сквозной перевозочный сервис и высокий уровень логистических услуг", - сказал Белоусов.
По его словам, хорошим примером для такого проекта может послужить работа оператора ОТЛК, который создан РЖД совместно с железными дорогами Казахстана и Белоруссии.
"Россия предлагает рассмотреть возможность запуска такого сервиса с учетом того, что оператор будет также выполнять экспедиторские функции, контрактовать услуги перевозок, перевалки в морских портах, заниматься таможенным и иным сопровождением перевозки", - сказал Белоусов.
Торговля в нацвалютах
Переход России и Азербайджана на торговлю в нацвалютах является оптимальным для экономик обеих стран и поспособствует развитию коридора "Север - Юг", заявил первый вице-премьер.
"Хочу сказать, что у нас сегодня расчеты с Республикой Азербайджан, 65%, по-прежнему происходит в долларах и евро. Но у нас ни Евросоюз, ни Соединенные Штаты не являются партнерами в наших взаимных отношениях. Поэтому, конечно, переход на торговлю в национальных валютах полностью соответствует интересам развития наших двух стран и, в общем-то, является одним из ключевых условий для дальнейшего развития этого транспортного коридора ["Север - Юг"]", - сказал Белоусов.