Более 60% российских бизнесменов назвали своей главной проблемой спад внутреннего спроса
Следующей по степени остроты проблемой является дефицит кадров, говорится в материале опроса, проведенного аппаратом института уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей
МОСКВА, 7 ноября. /ТАСС/. Более 60% российских предпринимателей назвали главной проблемой спад внутреннего спроса. Таковы результаты очередного опроса бизнеса, проведенного в октябре 2022 года. Опрос проведен аппаратом института уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей.
"64% предпринимателей выбрали именно этот фактор как наиболее негативно влияющий на их бизнес. Следующие по степени остроты - дефицит кадров (34,2%), дефицит оборотных средств и кассовые разрывы (28,9%), разрыв цепочек поставок (26,5%), сложности доставки по импорту (19,1%)", - следует из сообщения.
В опросе участвовали 5 760 предпринимателей из всех регионов страны, 74% респондентов относятся к микробизнесу, 21% - к малому, 3,4% - к среднему и 1,6% - к крупному. 23% опрошенных занимаются торговлей непродовольственными товарами, еще 11% - продовольственными, 8% представляют общепит, по 7,5% приходится на обрабатывающие производства, а также строительство и производство стройматериалов, 7,3% - сектор бытовых услуг, 5,2% - сельское и лесное хозяйство, 3,9% - образование, 3,5% - гостиничный и туристический бизнес. Каждая из остальных отраслей не превышает доли в 3% от общего числа респондентов.
При этом в сообщении отмечается, что введенная в России частичная мобилизация не затронула коллективы большинства опрошенных (66%), а у 34% все же мобилизовали какую-то часть сотрудников. "Более чем половине (58,6%) из тех, у кого сотрудников мобилизовали - замещение данных сотрудников не потребовалось, либо замена была найдена очень быстро, а не смогли пока найти замену для выбывших сотрудников только 19%", - поясняется в сообщении.
Как отметили в аппарате института, 26,7% опрошенных сообщили, что не сумели найти аналоги критически важным иностранным продуктам или сервисам, которые более не поставляются в Россию из-за санкций. Однако большая часть все же смогла найти новых поставщиков таких же (23,6%) либо аналогичных продуктов, причем как в России (22,3%), так и за рубежом (13,5%).
Что касается влияния санкций, то тут предприниматели дали разные оценки. Более половины (55,4%) полностью адаптировались или продолжают адаптацию к западным санкциям. "То есть большая часть сообщества выдержала последствия санкций", - констатировали в аппарате института. При этом 10,5% участников опроса заявили, что не смогли справиться с последствиями санкционных ограничений, а 16,3% не заметили их вовсе. Относительно оценки состояния собственного бизнеса только 6% опрошенных указали, что бизнес пришлось или вскоре придется закрыть.
Меры поддержки и работа правительства
Среди уже принятых мер поддержки от государства наиболее высоко оценены мораторий на проверки (52,2%), снижение ставок УСН и имущественного налога в регионах (37,4%), льготные кредиты для МСП или системообразующих компаний (23,9%), приостановка ввода новых требований по маркировке товаров (22,7%). Отмечается, что в данном вопросе предпринимателям был дан множественный выбор ответа.
Списание части налогов, снижение страховых взносов до 15% со всего объема зарплаты, более дешевые и доступные оборотные кредиты, а также заморозку тарифов естественных монополий представители российского бизнеса назвали желаемыми на будущее мерами.
При этом 40,9% респондентов полагают, что направление работы правительства в области импортозамещения и развитии внутреннего производства в России правильное. Однако при этом респонденты также отмечают, что объем принимаемых мер все еще недостаточен, а 8% считают, что действия власти уже ощутимо улучшили ситуацию.