Госдума приняла закон об особенностях использования средств ФНБ
Согласно документу, обновленная конструкция "бюджетных правил" сохранит базовые принципы сбалансированности расходов и использования рентных сверхдоходов в неблагоприятные периоды
МОСКВА, 10 ноября. /ТАСС/. Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, предусматривающий особенности использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в бюджетном процессе и обновленное бюджетное правило. Документ, инициированный правительством России, вносит поправки в Бюджетный кодекс РФ.
"Обновленная конструкция "бюджетных правил" сохранит базовые принципы сбалансированности расходов и использования рентных сверхдоходов в неблагоприятные периоды, позволит обеспечить поддержку экономики в период адаптации при сохранении доверия к проводимой макроэкономической политике", - говорится в пояснительной записке.
Документом предлагается зафиксировать объем базовых нефтегазовых доходов в 2023-2025 годах в абсолютном выражении на уровне 8 трлн рублей с дальнейшей ежегодной индексацией в размере 4%, начиная с 2026 года. Такой размер базовых нефтегазовых доходов в целом соответствует умеренно консервативным оценкам внешних условий при стабильном обменном курсе рубля в диапазоне 65-75 рублей за доллар, указывают в правительстве.
Ограничения по бюджетным расходам
Предельный объем расходов федерального бюджета предлагается определять как сумму ненефтегазовых доходов, базовых нефтегазовых доходов, расходов на обслуживание госдолга, а также квазифискальных операций - сальдо предоставления бюджетных кредитов (ввиду необходимости их финансирования за счет государственных заимствований). Размер структурного первичного баланса, который обусловливает размер заимствований бюджета на финансовых рынках, предлагается установить на нулевом уровне. Такая конструкция обусловит доступность кредитных ресурсов для внебюджетного сектора (относительно низкие процентные ставки) и умеренный рост государственного долга и расходов по его обслуживанию, считают в кабмине.
На период 2023-2024 годов предлагается приостановить действие нормы Бюджетного кодекса, предусматривающей использование средств ФНБ на покрытие дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ только в пределах абсолютного значения недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета (1% объема ВВП). Одновременно законопроектом предлагается установить временные предельные границы использования средств ФНБ для обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета в 2023 и 2024 годах в связи с увеличением объема предельных расходов федерального бюджета в данный период в размере 2,9 трлн рублей и 1,3 трлн рублей соответственно.
Источником формирования средств ФНБ в 2023 году могут выступать средства, поступающие из бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за счет доходов от поступления страховых взносов, срок уплаты по которым в 2022 году продлен на 12 месяцев организациям и индивидуальным предпринимателям отдельных видов экономической деятельности. Предлагается продлить действие нормы, согласно которой общий объем расходов федерального бюджета может быть увеличен в пределах поступлений от отдельных видов ненефтегазовых доходов в 2023 году с соответствующим ростом бюджетных ассигнований резервного фонда правительства РФ. Также кабмину предоставляется право осуществлять внутренние государственные заимствования в 2023 году в сумме до 1 трлн рублей сверх установленных лимитов для замещения использования средств ФНБ.
Закон закрепляет на постоянной основе централизацию 50% норматива зачисления по налогу на прибыль по проекту "Сахалин-2" для оказания финансовой поддержки мероприятий по развитию Дальневосточного федерального округа.
Поправки ко второму чтению
Поправками, принятыми в ходе второго чтения, устанавливается, что в федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии государственным корпорациям (компаниям) и публично-правовым компаниям на осуществление капитальных вложений в создание и развитие государственных информационных систем в случае определения федеральными законами государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании оператором таких систем. Исключается положение, согласно которому размер резервных фондов исполнительных органов госвласти (местных администраций) не может превышать 3% общего объема расходов, утвержденного законами (решениями) о соответствующих бюджетах.
Также устанавливается, что в 2023 году правительство РФ вправе без внесения поправок в бюджет вносить изменения в распределение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых на финансовое обеспечение мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов РФ, в пределах общего объема расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год.
В 2023 году высший исполнительный орган субъекта РФ вправе принимать решения по перераспределению между муниципальными образованиями бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ для предоставления субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, с внесением соответствующих изменений в соглашение о предоставлении субсидии, если соглашение заключено для предотвращения влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и устранения последствий распространения коронавирусной инфекции. Также в 2023 году актами высшего исполнительного органа субъекта РФ без внесения поправок в бюджет субъекта РФ на текущий финансовый год и плановый период могут быть внесены изменения в распределение объемов субвенций между муниципальными образованиями. Также уточняются правила предоставления бюджетных кредитов субъектам РФ.