Дорогой доллар приостановил падение российского авторынка
Люди стараются успеть купить иномарку, пока дилеры не подняли цены, но, по мнению аналитиков, с 2015 года падение продолжится
МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Осенняя девальвация рубля приостановила падение продаж автомобилей в России. В ноябре рынок впервые за два года почти перестал снижаться, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса, а Lada в первый раз за такой же срок потеряла статус самой продаваемой машины. Люди стараются успеть купить иномарку, пока дилеры не подняли цены, объясняют аналитики, но с 2015 года падение продолжится.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам ноября 2014 года почти не снизились в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, за месяц было продано 229,439 тыс. новых машин. До этого рынок был на спаде в течение двух лет: летом 2014 года продажи падали на 26%, в сентябре - на 20%. Подобная картина уже была в марте текущего года, когда первая волна ослабления рубля привела к краткосрочному росту на авторынке. Тогда по итогам месяца впервые с декабря прошлого года авторынок не упал, а остался на прошлогоднем уровне.
Ноябрьский скачок произошел на фоне резкого роста курсов доллара и евро к рублю. Люди стараются успеть купить иностранный автомобиль до того, как дилеры поднимут цены, констатировал аналитик RMG Андрей Третельников. Прайс-листы уже переписали Volkswagen, Renault, Hyundai, Nissan, Chery, а также премиальные бренды BMW, Mercedes и Land Rover.
Курс на покупки
В условиях девальвации рубля наиболее удачно закончили ноябрь Toyota (+32%, продано 15,9 тыс. машин), KIA (+19%, 20,7 тыс. машин), УАЗ (+29%, до 5,7 тыс. машин), Mazda (+24% до 4,5 тыс. автомобилей).
Упали продажи у АвтоВАЗа (-17%), Volkswagen (-14%), Chevrolet (-22%), Ford (-26%), BMW и Audi (-24% и -23% соответственно). Также плохо месяц закончили Peugeot, Citroen (-39 и -37%) и все китайские производители, за исключением Chery.
Аналитик "Газпромбанка" Кирилл Никода объясняет снижение спроса по ряду иномарок более активной маркетинговой политикой лидеров авторынка, а также их участием в программе утилизации и обновлением модельного ряда. А для китайских автопроизводителей выход на российский рынок, по мнению Третельникова, осложняется неуверенностью потребителей по отношению к их продукции, а также отсутствием масштабной сети по обслуживанию машин.
Kia обогнала Lada
На фоне роста продаж у конкурентов во второй раз с начала статистики АЕБ иностранный бренд обошел по продажам российский "АвтоВАЗ". В ноябре самой продаваемой машиной стала KIA New Rio, которая нарастила продажи на 54% до 10,834 машин, на втором месте - Lada Granta - продажи модели упали на 13,7% до 10,52 тыс. машин.
По мнению Никоды, cнижение продаж "АвтоВАЗа" связано с временным приостановлением участия в программе утилизации моделей Granta и Largus.
Иностранные компании опережали по продажам "АвтоВАЗ" только один раз - несколько летних месяцев 2012 года первое место по продажам занимал Hyuindai Solaris.
"Если российский автомобиль в текущих условиях значительно потеряет в цене через год-два, иностранный, наоборот, вырастет", - пояснил Третельников.
Но Granta сохраняет преимущество по итогам 11 месяцев (139,4 тыс. машин, -9,5%). Hyundai Solaris, который стоит на втором месте по итогам января-ноября, отстает более чем на 34 тыс. автомобилей - до 105,142 тыс. машин (на уровне прошлого года).
Последний рост
Оживление продаж автомобилей на фоне роста курса доллара и евро затронет и предпраздничный декабрь, но тенденция не станет догосрочной, полагает Никода из Газпромбанка.
"В декабре мы ждем продолжения тенденции, т.е. продаж порядка 250 тыс. автомобилей, однако велики риски, что данная тенденция недолгосрочная", - говорит он.
Директор по продажам дилерского центра Ford компании "Авилон" Михаил Кузьмин подтверждает: декабрь окажется не менее успешным, но в следующем году падение продаж усилится.
"Дилеры, конечно, ожидали рост в ноябре, но чтобы такой большой - нет. Здесь сыграли роль несколько факторов: отложенный покупательский спрос, курс валют, конец года", - перечислил он.