В России создадут цифровую систему контроля доставки продуктов в районы Крайнего Севера
Апробация проекта началась на Чукотке, в Камчатском и Красноярском краях, Магаданской области и Ямало-Ненецком автономном округе
ТАСС, 9 декабря. "Цифровой двойник" для мониторинга и контроля северного завоза планируется создать с использованием механизма дальневосточной и арктической концессий, сообщили ТАСС в пресс-службе Минвостокразвития РФ.
Северный завоз - доставка продуктов, медикаментов, топлива и иных необходимых товаров в труднодоступные поселки и целые регионы, которые продолжительный период остаются отрезанными от остальных субъектов. Цифровая система сбора данных для него разработана "Востокгоспланом" совместно с Минвостокразвития РФ. После завершения эксперимента система объединит 25 регионов и поможет завозу в районы Крайнего Севера более 3,2 млн тонн грузов в год.
"Для создания цифровой системы мониторинга и контроля северного завоза планируется применить механизм дальневосточной и арктической концессий. Цифровая платформа будет включать плановые и фактические данные о грузах, инфраструктуре, маршрутах и стоимости осуществления северного завоза на каждом этапе", - говорится в сообщении.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отметил, что создание такой системы предусмотрено разработанным законопроектом о северном завозе. "Одной из задач цифровой системы станет обеспечение процесса не только завоза грузов на Крайний Север, но и вывоза накопленных с советского времени отходов. <…> Система будет создаваться параллельно с рассмотрением законопроекта о северном завозе. Эти процессы важно синхронизировать, чтобы базовая цифровая платформа заработала сразу после принятия нового закона. Проект будет реализован с привлечением одного из ведущих российских разработчиков цифровых сервисов", - сказал он.
Программа "Дальневосточная концессия" разработана Минвостокразвития России совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). Механизм используется для опережающего создания социальной инфраструктуры с привлечением частных инвестиций. Государство рассчитывается за уже функционирующие объекты с инвесторами в течение 7-15 лет.
Цифровой завоз
Как сообщил директор ФАНУ "Востокгосплан" Михаил Кузнецов, апробация "цифрового двойника" северного завоза - одного из элементов предусмотренной законопроектом "О северном завозе" федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС) - вслед за Якутией началась на Чукотке, в Камчатском и Красноярском краях, Магаданской области и Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).
"Пилотный проект системы уже применяется в республике Саха (Якутия). <…> Власти республики с этого года могут пользоваться ею для мониторинга запасов продовольствия в регионах северного завоза, их стоимости, а также для расчета сроков и объемов доставки. <…> ФАНУ "Востокгосплан" создал модель для еще пяти регионов, участвующих в северном завозе, - это Чукотский автономный округ, Камчатский край, Красноярский край, ЯНАО, Магаданская область. В этих регионах система проходит апробацию", - сказал Кузнецов.
Система, по словам ее разработчиков, направлена на решение проблем, которые зачастую приводят к срыву поставок и росту цен на продукцию. Это, прежде всего, неэффективная логистика и отсутствие актуальной статистики в режиме реального времени. При реализации проекта ожидается сокращение затрат на северный завоз, создание условий для планирования, отслеживания и контроля логистических цепей, повышение уровня вовлеченности местного бизнеса, снижение себестоимости производства и укрепление финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Важная составляющая проекта - его социальный эффект: речь идет о расширении ассортимента завозимых товаров и снижении их стоимости для потребителей.
Выводы о работе системы сделают в конце года - к этому времени можно будет учесть, сколько она позволила сэкономить для обеспечения северного завоза. "На основе "цифрового двойника" были просчитаны такие решения, как внедрение альтернативных видов транспорта - беспилотников, дирижаблей. Благодаря системе была произведена оценка условий, при которых будет эффективен лихтеровоз по Северному морскому пути, запущенный этим летом", - добавил руководитель ФАНУ "Востокгосплан".
Законодательный контур
Создание "цифрового двойника" - часть работы, которую Минвостокразвития РФ и КРДВ проводят для совершенствования системы северного завоза. Ранее Чекунков сообщал, что до конца февраля в Госдуму будет внесен законопроект о северном завозе, который, в том числе, предлагает ввести федерального координатора, выступающего оператором ФГИС, и установить приоритетность грузов. Предполагается, что единым федеральным координатором северного завоза выступит именно Минвостокразвития РФ.
Законопроект введет такое понятие как "северный завоз", которое пока не закреплено в федеральном законодательстве. Документ разработан по поручению президента РФ Владимира Путина и под контролем вице-премьера - полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Его поддержали все 25 регионов, осуществляющих северный завоз. По прогнозам властей, новая система, предусматривающая создание комплексной схемы управления северным завозом и снижение цены по всей цепочке доставки грузов, начнет работать с 2024 года.
Предусмотрены и федеральные меры поддержки северного завоза - бюджетные кредиты регионам для закупки и доставки приоритетных грузов северного завоза, а также субсидии для финансирования транспортных затрат. Предполагается, что обеспечивать перевозки приоритетных грузов северного завоза морским транспортом по субсидируемым тарифам будет единый морской оператор. По словам первого замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова, в соответствии с законопроектом "О северном завозе" предусматривается такой механизм поддержки, как бюджетный кредит для участников северного завоза со ставкой 0,1%.
Инфраструктурный каркас
Принятие федерального закона, уверены представители региональных властей, упорядочит взаимоотношения между участниками северного завоза. "Систематизация действий всех участников, создание новой системы координат, формирование единого комплексного общегосударственного подхода к организации северного завоза, безусловно, даст позитивный эффект и в целом повысит качество жизни на удаленных территориях", - отметила заместитель министра экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Евгения Шелюк.
"Для обеспечения северного завоза необходимо развивать комплекс взаимосвязанных технических сооружений, зданий, транспортных средств и контейнеров, которые обеспечивают перемещение грузов различными видами транспорта - морским, речным, автомобильным и железнодорожным. Частью этого комплекса являются оборудованные узловые точки приемки грузов, их хранения и распределения по региону", - сказал заместитель гендиректора по работе с экспертами Проектного офиса развития Арктики (ПОРА), доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников.
С этим согласен и заместитель губернатора Чукотского автономного округа Виктор Бочкарев, который считает, что развитие инфраструктурного каркаса северного завоза, которое предусмотрено законопроектом, позволит решить проблемы, возникающие в период навигации и продлить ее сроки. "Современная и поддерживаемая в нормативном состоянии инфраструктура поспособствует развитию добычи полезных ископаемых, промышленного производства, повышению уровня жизни и численности жителей, внедрению новых технологий в границах северных территории нашей страны", - заявил он.