В России 24% опрошенных предпринимателей владеют высокой финансовой грамотностью
По данным исследования, женщины-респонденты чаще мужчин демонстрируют грамотное поведение при выборе финансовых продуктов
МОСКВА, 9 декабря. /ТАСС/. Каждый третий бизнесмен в России (31%) имеет низкий уровень финансовой грамотности. Это следует из исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ по инициативе Минфина России и совместно с Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ). Материалы имеются в распоряжении ТАСС.
"У каждого третьего предпринимателя отмечен низкий уровень финансовой грамотности (31%). 45% имеют средний уровень. Высоким уровнем финансовой грамотности обладают 24% предпринимателей", - отмечается в исследовании.
Знания оценивались на основе индекса финансовой грамотности, где для расчета учитывалось количество верных ответов на вопросы, входящие в состав частных индексов. Низким уровнем считался показатель ниже 60 п. п., средним - от 61 до 80 п. п., высоким - от 81 п. п.
Финансовая грамотность
В исследовании указывается, что разница между уровнем финансовой грамотности мужчин и женщин - предпринимателей в России незначительная. Но при этом отмечается, что женщины при ответах на вопросы чаще демонстрировали неуверенность в своих знаниях и выбирали ответ "не знаю". Мужчины же склонны чаще оценивать свой уровень знаний как "высокий".
При этом занимающиеся бизнесом женщины в России несколько чаще мужчин демонстрируют грамотное поведение в отношении выбора финансовых продуктов и услуг для своей компании, а именно - сравнивают между собой предложения разных поставщиков перед тем, как принять решение (73% и 70% соответственно).
Советы и консультации
Исследование также показало, что большинство российских предпринимателей обращаются за советом к другим людям перед принятием финансовых решений в отношении своих компаний. В целом чаще склонны получать такие консультации женщины-предприниматели.
Среди женщин - собственниц бизнеса выше доля тех, кто советуется по финансовым вопросам со своим окружением - членами семьи или друзьями (54% против 42%). Также женщины чаще мужчин обращаются за помощью ко внешним бухгалтерам (46% и 40% соответственно).
Исследователи также отмечают, что женщины-предприниматели чаще обращаются за финансовыми консультациями по таким темам, как бухгалтерский аудит, налоги, управление наличными средствами и долговыми обязательствами и оценка финансовых показателей бизнеса. Мужчины склонны обращаться за советом по вопросам, связанным с привлечением внешнего финансирования.
Цели и планирование
По данным опроса, российские собственники бизнеса - как мужчины, так и женщины - в значительной степени ориентированы на достижение долгосрочных целей (76% и 74% соответственно).
Одновременно готовность привлекать внешнее финансирование с помощью банков демонстрируют менее половины опрошенных - 49% мужчин - собственников бизнеса и 46% женщин.
На невысоком уровне находится и культура финансового планирования - чуть менее половины российских предпринимателей в целом (47%) принимают финансовые решения скорее интуитивно, чем ориентируясь на принципы финансового планирования. Причем доля женщин - собственниц бизнеса, интуитивно решающих финансовые вопросы, связанные с бизнесом, ниже, чем доля мужчин-предпринимателей (44% и 49% соответственно).
Методология исследования
Кабинетное исследование по сравнению гендерного разреза финансовой грамотности предпринимателей проводилось в ноябре 2022 года.
Опрос предпринимателей проводился методом телефонных интервью по формализованной анкете, состоящей преимущественно из закрытых вопросов. Объем выборки составил 1 000 респондентов (601 мужчина и 399 женщин - предпринимателей) - собственников и совладельцев бизнеса.
Выборка репрезентирует российский микро- (до 15 сотрудников) и малый бизнес (до 50 сотрудников, согласно методологии ОЭСР) по географии и отраслям экономики.