Комиссия СФ продолжит уделять внимание обеспечению цифрового суверенитета РФ
Парламентарии считают необходимым актуализировать законодательство, которое регулирует деятельность транснациональных IT- компаний, не только для защиты конкуренции, но и для ограничения возможностей манипулирования общественным мнением
МОСКВА, 23 декабря. /ТАСС/. Временная комиссия Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ продолжит уделять пристальное внимание вопросам обеспечения цифрового суверенитета страны, включая работу над мерами правового воздействия на организаторов и операторов крупных интернет-платформ и социальных сетей.
"Комиссия все пять лет своей работы уделяла и продолжит уделять пристальное внимание данной сфере [использования телекоммуникаций и интернет-технологий]. В то же время эксперты комиссии продолжают аргументированно настаивать на том, что принимаемые меры, увы, не имеют пока исчерпывающего характера, а скорость инноваций такова, что порой зримо опережает процессы принятия законодательных и административно-правовых решений. Между тем без должного цифрового суверенитета подлинную безопасность и независимость России (как и любой другой страны мира) будет обеспечить крайне затруднительно", - говорится в ежегодном докладе комиссии, имеющемся в распоряжении ТАСС.
Угрозы для России
По мнению членов комиссии, проникновение IT-технологий в жизнь, рост прямого влияния виртуального мира на мир материальный, а также возможности массовой и быстротечной манипуляции сознанием остаются "одним из главных источников существенных угроз российскому государству и обществу в случае их неконтролируемого развития, а особенно при целенаправленном внешнем воздействии". "В период тотальной гибридной войны, развязанной Западом против России, необходимо уделять внимание обеспечению возможности осуществления комплексного технологического ответа со стороны российского государства и общества на существующие внешние вызовы", - отмечается в документе.
В нем комиссия также подчеркивает опасность администрируемых из-за рубежа приложений, позволяющих изготавливать, обобщать и распространять "лживую деструктивную информацию, а также координировать действия участников тех или иных антироссийских акций". Сенаторы отмечают, что анализ поступивших в комиссию от Роскомнадзора материалов показывает, в частности, что "украинский госпереворот в полной мере обеспечивался в 2014 году иностранными цифровыми платформами". Одновременно фиксировалось отсутствие своевременной реакции тогдашних украинских властей в отношении создателей и инициаторов "сетки влияния", даже в отношении тех, кто в то время находился на территории Украины.
При этом в докладе отмечается, что в период попыток организации госпереворотов в Белоруссии с мая 2020 года по март 2021 года и в Казахстане в 2022 году "властям [этих стран] удавалось купировать основной объем деструктивной информации в социальных сетях, что во многом обусловило пресечение развития беспорядков". "Законодателям [РФ] следует продолжить работу над мерами правового воздействия как на организаторов, так и на операторов подобных интернет-ресурсов. Это сложная задача, но над ее решением нам необходимо работать", - уверены члены комиссии СФ.
Они считают необходимым актуализировать законодательство, которое регулирует деятельность транснациональных IT- компаний, не только для защиты конкуренции, но и для ограничения возможностей манипулирования общественным мнением, предотвращения распространения деструктивного контента. "Важно, чтобы зарубежные цифровые платформы не становились орудием целенаправленного враждебного вмешательства во внутренние дела России, не использовались в своих интересах иностранными государствами, особенно недружественными по отношению к нашей стране, и нежелательными организациями, которые посягают на наш суверенитет и наши традиционные ценности", - говорится в ежегодном докладе.