Эксперты: Россия должна создать свое ценовое агентство для сокращения дисконта цены нефти
По их мнению, в начале года дисконт на российскую нефть Urals вырос из-за усложнившейся логистики
МОСКВА, 10 января. /ТАСС/. России необходимо создать свое ценовое агентство и развивать собственную систему перевозок для сокращения дисконта цены на российскую нефть, считают опрошенные ТАСС эксперты. По их мнению, в начале года дисконт на российскую нефть Urals вырос из-за усложнившейся логистики, его размер снизится после формирования новых цепочек поставок.
"Ценовая разница между Urals и Brent за месяц расширилась с $28 за баррель 1 декабря до $38 за баррель 5 января. Столь значимое расширение ценового спреда объясняется ростом затрат на фрахт и страхование в условиях введенного 5 декабря эмбарго ЕС на закупку российской нефти, что приводит к увеличению логистических издержек на доставку нефти РФ до азиатских покупателей", - сказал ведущий аналитик "Финама" Александр Потавин. Еще одна причина разрыва в цене нефти кроется в методике расчета основных налогов и пошлин в российском нефтегазовой отрасли, они несколько отличаются от реальных экспортных цен, добавил он.
Потавин отметил, что цена нефти Urals по котировке CIF в начале января составляла около $52,5 за баррель.
"Однако российские нефтяные компании считают, что такой большой дисконт в нефти неустойчив, поскольку связан с переформатированием цепочек поставок. Когда новые логистические цепочки сформируются, ожидается, что дисконт Urals относительно Brent сократится до $15-20 за баррель", - сказал он.
В свою очередь, руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников отметил, что дисконт Urals в абсолютном выражении сейчас ненамного больше уровня марта - апреля 2022 года, но в относительном - увеличился из-за снижения цен на Brent. Скидка в $40 за баррель отражает сделки, заключенные в декабре после вступления в силу эмбарго ЕС, при этом в портах Балтики он больше, поскольку при текущей погоде там требуются танкеры с ледовым классом, которых не так много, добавил он.
"Быстрое сокращение дисконта возможно в случае значимого снижения добычи и экспорта из РФ, в ином случае он начнет снижаться только ближе к весне", - сказал Мельников.
Как сократить дисконт
Для снижения размера скидок РФ нужно создавать собственную экосистему морских перевозок и российское ценовое агентство, считает эксперт аналитического центра ИнфоТЭК, замглавы Института национальной энергетики Александр Фролов. По его словам, российская система перевозок должна включать предоставление услуг от страхования и финансирования до строительства нефтетанкеров из российских комплектующих. "Второй класс мер, которые необходимо предпринять, - это меры тактического характера, которые касаются создания российского ценового агентства по примеру Argus. У нас есть специалисты, которые способны это сделать", - отметил он.
По словам Фролова, РФ надо публиковать статистику по портам отгрузки нефти и ее сортам, чтобы избежать манипуляций со стороны западных источников, в результате которых по одной покупке делается вывод о состоянии всех цен на российскую нефть. "Это создает неблагоприятное впечатление у наших покупателей о нашей нефти. И наши покупатели начинают думать, что наша нефть действительно столько стоит, раз мы продаем по такой цене. Нам необходимо демонстрировать, что наша нефть разная, продается по разным ценам, из разных портов", - сказал он. Фролов добавил, что необходимо и создавать собственные эталонные сорта нефти.
Он отметил, что в течение ближайшего времени - от квартала до года - РФ будет перестраивать логистику поставок, и дисконт на нефть, которая раньше шла в западные страны, является необходимой платой за это.
"Если говорить о стратегических мерах, если начнут их реализовывать сейчас, то они будут в полной мере реализованы к концу текущего десятилетия. А тактические меры можно уже реализовывать в течение пары-тройки месяцев", - считает эксперт.