В НТИ заявили, что зависимость РФ от импорта сильнее всего влияет на сферы телекома, ТЭК
Авиационный сектор быстрее всего адаптируется к новым условиям, считает заместитель исполнительного директора Центра компетенций Национальной технологической инициативы по большим данным МГУ имени М. В. Ломоносова Егор Шитов
МОСКВА, 16 января. /ТАСС/. Сферы телекома, микроэлектроники, топливно-энергетического комплекса и транспорта наиболее чувствительны к экономическим санкциям в отношении России - дефицит отечественного оборудования замедляет темпы развития этих отраслей. Авиационный сектор быстрее всего адаптируется к новым условиям, считает заместитель исполнительного директора Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) по большим данным МГУ имени М. В. Ломоносова Егор Шитов.
"Сегодня уже можно выделить те области, которые оказались наиболее чувствительными к экономическим санкциям в отношении России: телекоммуникационная отрасль, микроэлектроника, тяжелая промышленность, транспорт и ТЭК. Дефицит оборудования в них может отразиться на развитии российской промышленности. В выгодном положении находится сектор воздушного транспорта, где идет активная переориентация с западных лизинговых самолетов на отечественные модели, в том числе узко- и среднефюзеляжные", - сказал Шитов ТАСС в понедельник.
Он отметил, что в ближайшие месяцы в силу пристального внимания к проблеме со стороны высшего руководства страны можно ожидать ускорения процесса замены самолетов Boeing и Airbus на отечественные "Сухие", МС-21 и Ту-214. Тем временем, отечественные компании занимаются разборкой отдельных самолетов для поддержания работы остальных.
"Количество самолетов сокращается, <…> что повлияет на авиационный сектор как таковой: это сокращение полетов, снижение прибыли и прочие негативные эффекты. Отечественные производители уже разработали аналоги узко- и среднефезюляжных самолетов, осталось наладить их производство. Это, безусловно, легче, чем разработка продукта с нуля", - уточнил он.
Телеком
Комментируя изменения в сфере телекома, Шитов указал на своевременное создание российскими компаниями необходимого резерва оборудования, которое нужно для поддержания качества связи и интернет-соединения.
"Однако спустя 1,5 года работы этому оборудованию потребуется гарантийное обслуживание, для чего нужны дополнительные детали, которые вследствие санкционной политики недружественных стран находятся в дефиците. Впрочем, к сегодняшнему дню российские инженеры уже научились ремонтировать западное оборудование на высоком уровне, поэтому у нас увеличивается временной диапазон для совершения технологического рывка и вывода отечественных продуктов на конкурентный уровень", - продолжил он.
Шитов также считает, что переориентацию на китайских поставщиков оборудования в этой области нельзя назвать универсальным решением, в том числе потому, что "восточные" и "западные" компоненты не являются взаимозаменяемыми.
"С решением этих проблем могут помочь не только передовые производители телекоммуникационного оборудования, но и компании условных второго и третьего эшелонов: они не так известны в мире, но пользуются широким спросом в странах Латинской Америки и Африки. Существуют и отечественные производители оборудования - [систем] спектрального уплотнения, коммутаторов и маршрутизаторов. Они успешно справляются с задачей достижения независимости от импорта", - уточнил Шитов.
ТЭК
Адаптация к новым условиям топливно-энергетического комплекса проходит тяжелее, чем в других сферах, считает эксперт.
"Несмотря на то, что российским производителям с 2014 года удалось заместить около 60% всего оборудования, оставшиеся 40% представляют из себя высокотехнологичные приборы, которые не имеют аналогов в мире", - пояснил Шитов.
Представитель Центра компетенций НТИ на базе МГУ уточнил, что ученые в РФ работают над созданием отечественных решений, но для получения зрелых проектов "потребуется значительное время". Шитов также упомянул о необходимости наращивания объемов производства подшипников.
"Это важный элемент в производстве множества видов продукции, начиная с автомобилестроения и заканчивая продукцией ТЭК. На данный момент в России существуют два завода по производству подшипников, однако того объема, который они производят, недостаточно для удовлетворения спроса. Тем не менее, Минпромторг РФ прикладывает значительные усилия, чтобы найти альтернативные источники комплектующих, в числе которых - Индия", - заключил он.