АКИТ предложила разрешить онлайн-продажу алкоголя через мобильные приложения ретейлеров
В ассоциации отметили, что, по оценкам независимых экспертов, размер рынка нелегальной продажи алкоголя в интернете уже достиг 30 млрд рублей в год
МОСКВА, 8 февраля. /ТАСС/. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предлагает изменить условия эксперимента по дистанционной продаже вина, который должен стартовать в ноябре, допустив к нему производителей, ретейл, общепит и агрегаторов, отказаться от 24-часового интервала в сроках доставки и продавать весь алкогольный ассортимент, а не только вино. Реализация этих мер позволит побороть теневой рынок, который, по данным экспертов, вырос на 40% за последние два года. Эти предложения изложены в письме АКИТ на имя председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и председателя Госдумы Вячеслава Володина, с которыми ознакомился ТАСС.
Газета "Известия" со ссылкой на законопроект Минфина сообщала, что эксперимент по торговле отечественными винами через интернет стартует в Москве и области 1 ноября 2023 года. Согласно документу, заказать тихие, игристые и крепленые напитки потребители смогут через сайт "Почты России", доставка осуществляется через 24 часа с момента заказа. Получение заказа, как указано в проекте, потребует подтверждения возраста: либо по паспорту через курьера, либо посредством Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
"Спроектированные положения законопроекта не позволят сформировать легальный сервис, который сможет конкурировать с существующим "теневым" бизнесом по торговле спиртными напитками в сети интернет ни по ассортименту, ни по срокам и опциям доставки", - говорится в тексте письма на имя председателя Совета Федерации.
В АКИТ отметили, что, по оценкам независимых экспертов, размер рынка нелегальной продажи алкоголя в интернете уже достиг 30 млрд рублей в год, а за 2020-2022 годы вырос на 40%. По данным "Яндекса", прирост онлайн-запросов на покупку алкоголя с доставкой растет ежегодно на 30%.
Предложения АКИТ
Чтобы эксперимент по дистанционной торговле алкоголем смог составить реальную конкуренцию нелегальной продаже и привести к ее сокращению, АКИТ предлагает изменить ряд условий его проведения. В частности, в перечень продавцов, помимо "Почты России", включить ретейлеров и предприятия общепита, агрегаторов, обладающих лицензией на продажу алкоголя, а также самих производителей. При этом предлагается ввести порог минимального годового оборота или стоимости чистых активов - для розницы и агрегаторов в 1 млрд рублей, для общепита - в 50 млн рублей.
Кроме того, АКИТ предлагает включить в эксперимент полный ассортимент алкогольной продукции, поскольку выделение только одного вида (вина) будет стимулировать нелегальные продажи онлайн остальных категорий.
Также АКИТ предлагает дать возможность реализовывать алкоголь в ходе эксперимента через мобильные приложения ретейлеров и агрегаторов. "Отказ от тестирования этого инструмента (мобильных приложений - прим. ТАСС) в рамках эксперимента способен существенно исказить его результаты и значительно сузить аудиторию, вовлеченную в него", - подчеркнули в АКИТ. Поскольку на сегодня доля онлайн-продаж через мобильные приложения достигает от 74 до 100% в зависимости от игрока, указали в ассоциации.
По мнению АКИТ, сделка по продаже алкоголя онлайн должна проходить с идентификацией через ЕСИА как на момент оформления заказа, так и при непосредственной передаче товара, например, с использованием QR-кода, который подтвердит совершеннолетие заказчика. Также современные цифровые технологии смогут гарантировать продажу и доставку алкоголя в разрешенный временной интервал и блокировку продажи в запрещенные для реализации места. Эти условия позволят реализовывать алкоголь наравне с остальными товарами без внедрения 24-часового интервала после оформления заказа.
Позиция маркетплейсов
Маркетплейсы, опрошенные ТАСС, подтвердили готовность и технические возможности для участия в эксперименте по дистанционной продаже алкоголя.
"Наши IT- и логистические решения позволяют полностью прослеживать и контролировать путь товаров до конечного покупателя, включая идентификацию с проверкой возраста покупателя как на этапе заказа, так и на этапе его получения", - сообщил ТАСС управляющий директор Ozon Сергей Беляков. По его словам, расширение ассортимента алкогольной продукции для дистанционной продажи будет стимулировать конкуренцию, что, в свою очередь, скажется на ценах для потребителя.
GR-директор "Сбермаркета" Павел Глухов отметил, что онлайн-торговля алкоголем позволит не только сократить объемы нелегальных продаж через интернет, но и повысить рентабельность онлайн-сервисов, создать условия для развития электронной коммерции в целом.
В пресс-службе e-com и фудтеха "Яндекса" подчеркнули, что организация дистанционной торговли алкоголем позволит обеспечить доступ к легальной продукции жителям отдаленных районов, где нет развитой розничной сети, что, в свою очередь, простимулирует продажи ретейлеров и производителей легального продукта.
В среду газета "Известия" сообщила, что бизнес предлагает запустить продажи алкоголя в интернете по QR-кодам.