Эксперт: зависимость российской промышленности от импорта ниже, чем в странах Запада
В последние годы в большинстве отраслей экономики России наблюдалось сокращение показателя "импортозависимости", считает первый вице-президент Фонда "Центр стратегических разработок" Борис Копейкин
МОСКВА, 16 февраля. /ТАСС/. Зависимость российской промышленности от импорта вдвое ниже, чем в странах Восточной Европы, в 1,5 раза ниже, чем в Канаде и Австралии, и в 1,3 раза ниже, чем в Германии, сообщил ТАСС первый вице-президент Фонда "Центр стратегических разработок" Борис Копейкин. Он отмечает, что западные санкции не стали критическими для России, а в последние годы в большинстве отраслей экономики наблюдалось сокращение показателя "импортозависимости".
"В докладе ВШЭ приводятся любопытная статистика, согласно которым промышленный комплекс России зависит от импорта на 39%. Это в 2 раза ниже, чем в странах Восточной Европы (например, Венгрии, Словакии, Словении), странах Прибалтики; в 1,5 раза ниже, чем в Канаде и Австралии и в 1,3 раза ниже, чем в весьма промышленно развитой Германии. Доля иностранной добавленной стоимости в российском промсекторе сопоставима с уровнем в США и Индии. А в ожидаемых лидерах здесь Китай, у которого экономика всего лишь на 20% зависит от импорта. В общем, результаты можно оценить как хорошие с "пространством для маневра", - указывает Копейкин.
Ранее НИУ ВШЭ совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Институтом исследований и экспертизы ВЭБа и фондом "Сколково" подготовил аналитический доклад "Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра". В докладе отмечается, что Россия проводит политику импортозамещения уже более 15 лет и смогла сократить долю импорта по многим позициям. Наиболее высокий уровень обеспеченности отечественной продукцией достигнут в промышленности стройматериалов (96%), транспортном машиностроении (92%) и в черной металлургии (90%), наименьший - в станкоинструментальной (24%) и фармацевтической промышленности (35%), в индустрии детских товаров (31%).
Копейкин обращает внимание, что последние несколько лет в большинстве отраслей снижался показатель "импортозависимости". "За примерами далеко ходить не нужно, они буквально на виду: за последние пять лет в стране более чем в 1,5 раза выросло производство собственной бытовой техники благодаря локализации зарубежных брендов. В некоторых случаях процесс ухода от импортной "иглы" сочетался со снижением зависимости от так называемого импорта с высокими рисками", - уточняет эксперт.
Такой переход дает возможность обеспечить решение первоочередных задач для экономики, считает Копейкин.
"Успешные практики импортозамещения опираются на предпринимательские мотивации, готовность компаний к модернизации. Для этого важно создавать компаниям комфортные условия для проектов импортозамещения - по всей цепочке снизу вверх от непосредственных исполнителей и инициаторов", - отмечает Копейкин.
По его словам, практически все развитые страны (будь то США, Франция, Тайвань, страны Латинской Америки или другие) в тот или иной период предпринимали меры для защиты внутреннего рынка и своих отраслей от поглощения импортом. С другой стороны, также очевидно, что в современном мире зависимость стран в части разделения труда чрезвычайно высока. Например, совокупный объем внешней торговли США составляет около 25% ВВП, в Китае - еще больше, порядка трети всего ВВП. Экономика высокотехнологичного Сингапура вообще почти на все 80% завязана на импорт. Такой порядок позволяет странам концентрироваться на тех сферах, где у национальной экономики есть преимущества, позволяющие выигрывать в глобальной конкурентной борьбе. Так что процесс определенной "взаимозависимости" можно считать нормальным явлением, но только до тех пор, пока в него не вмешивается политика, и взаимозависимость стран друг от друга не становится чрезмерно рискованной, поясняет Копейкин.
"По итогам прошлого года ситуация в экономике показала, что санкции Запада не стали для нас критическими. При этом внешние ограничения для импорта в виде разного рода санкций и уход иностранных инвесторов должны стать серьезной мотивацией для импортозамещения. А успех последнего как раз может обеспечить восполнение провалов в цепочках создания стоимости, устойчивость экономики и технологический суверенитет", - резюмировал эксперт.