Минфин подготовил проект структуры создания биржевой торговли товарами
Подготовленным законопроектом предлагается установить минимальный размер собственных средств для маркетплейсов и снизить его с 50 млн до 5 млн рублей
МОСКВА, 21 февраля. /ТАСС/. Лицензированные ЦБ РФ электронные торговые площадки смогут предоставлять услуги купли-продажи товаров для структур малого и среднего бизнеса. Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту Минфина РФ, касающемуся создания новой инфраструктуры организованной торговли товарами.
"Законопроект направлен на создание новой инфраструктуры торговли товарами посредством предоставления экономических и правовых условий для формирования в РФ электронных торговых площадок (маркетплейсов товарного рынка) для проведения организованных торгов товарами (сырьем и готовой продукцией) на базе лицензии торговой системы, выдаваемой (по аналогии с лицензией биржи) Банком России. Представляется, что развитие таких площадок способствует формированию качественных данных, используемых для определения товарных индикаторов", - отмечается в документе, опубликованном на портале проектов нормативных правовых актов.
Согласно документу, в РФ уже существует сложившаяся биржевая инфраструктура, ориентированная в основном на предоставление стандартизированных сервисов для участников крупнооптового рынка.
"Вместе с тем в связи с растущим спросом на развитие сервисов по организованным торгам товарами в декабре 2021 года Банком России принято решение о выдаче первой лицензии торговой системы, которая по своей сути является упрощенным вариантом лицензии биржи. Такие площадки могут являться проводниками более гибких и удобных сервисов для заключения сделок купли-продажи товаров, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства", - говорится в документе.
Средства и требования
Законопроектом предлагается установить минимальный размер собственных средств для маркетплейсов и снизить его с 50 млн до 5 млн рублей.
При этом в целях недопущения регуляторного арбитража с биржами, предусмотрено ограничение масштабов деятельности (годового объема торгов), отнесенное к компетенции ЦБ РФ на уровне нормативного акта в части установления числового значения и методики его расчета.
"Систематическое превышение числового значения предельного годового объема торгов должно сопровождаться обязательством по докапитализации (увеличению размера собственных средств до 50 млн рублей) или получению лицензии биржи (с размером собственных средств в размере 100 млн рублей) в установленном Банком России порядке и осуществлением деятельности по проведению организованных торгов с более высокими регуляторными требованиями, если числовое значение показателя объема торгов не будет снижено в течение срока, предусмотренного законопроектом, до размера, не превышающего установленное нормативным актом Банка России числовое значение", - указывается в документе.
При этом для торговых систем с минимальным размером собственных средств в 5 млн рублей предлагается установить квалификационные требования на уровне нормативного акта ЦБ РФ, которые будут учитывать характер и масштаб совершаемых операций, уровень и сочетание принимаемых рисков. Также законопроект освобождает товарные торговые системы от обязанности организации внутреннего аудита, если нормативным актом ЦБ РФ не установлено иное.
"Проектом федерального закона устанавливаются в отношении товарных торговых систем пониженные требования, открывающие возможности для создания площадок регионального уровня, перетока фрагментированной внебиржевой торговли в прозрачный регулируемый рынок", - отмечается в документе.
Расширение видов товаров
Кроме того, как указывается в проекте закона, на сегодняшний день, в соответствии с действующим антимонопольным законодательством, требование о выводе на биржу определенного объема товара, обеспечивающего ликвидность торгов, устанавливается только для компаний, занимающих на рынке доминирующее положение.
Несмотря на то, что сложившийся механизм биржевой торговли положительно себя зарекомендовал на рынке нефтепродуктов, природного газа, леса и лесоматериалов, что позволило выявить справедливую рыночную цену этих товаров, исключило "барьеры" в товаропроводящей цепочке, устранило посредников, законопроектом предусмотрено расширение видов товаров для их введения в биржевую торговлю "даже в том случае, если их производители не занимают доминирующего положения на рынке и не подпадают под действие антимонопольного законодательства, что обеспечит формирование национальных индикаторов для широкой номенклатуры товаров".