В трех регионах России начался эксперимент по дистанционной продаже рецептурных лекарств
Участие в нем принимают Москва, Московская и Белгородская области
МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Эксперимент по дистанционной продаже рецептурных лекарств начался в Москве, Московской и Белгородской областях 1 марта, он продлится до 1 марта 2026 года.
Эксперимент проходит на добровольной основе. В нем могут принимать участие аптеки, у которых есть сайт или договор с маркетплейсом. Они также должны обладать помещениями для хранения сформированных заказов и иметь возможность своевременно и безопасно доставлять лекарства покупателям. Например, аптеки могут использовать специальные боксы, где соблюдается температурный режим.
Перечень рецептурных препаратов для онлайн-продажи в рамках эксперимента ранее утвердил Минздрав. В список попали антибиотики, препараты для лечения сахарного диабета, гипертензии, бронхиальной астмы и других заболеваний. В перечень не включили препараты, содержащие наркотические, психотропные или сильнодействующие вещества, препараты с объемной долей этилового спирта выше 25%.
Позиция аптек
Федеральная аптечная сеть "36,6", работающая под брендами "Аптека 36,6" и "Горздрав", примет участие в эксперименте и провела все необходимые тесты, сообщили ТАСС в пресс-службе компании. В аптечной сети назвали эксперимент по дистанционной торговле рецептурными препаратами "долгожданным нововведением", которое позволит предоставить покупателям дополнительный сервис.
"Здравсити" также примет участие в эксперименте, сервис интегрируется с единой медицинской информационно-аналитической системой (ЕМИАС) Москвы, заявил ТАСС генеральный директор маркетплейса Борис Попов. Функционал, который реализован на маркетплейсе в рамках проекта, на текущем этапе предусматривает курьерскую доставку лекарств по электронным рецептам. При этом компания не ожидает существенного роста объемов дистанционных продаж рецептурных лекарств в первые годы реализации проекта, сказал он.
"Механизмы, предусмотренные законом, вероятно, потребуют корректировки. К тому же, необходимо будет время, чтобы сформировать соответствующий потребительский опыт заказа рецептурных препаратов по интернету. Важно отметить, что для запуска доставки рецептурных лекарств недостаточно говорить только о готовности товаропроводящей цепочки. Для запуска необходимо организовать базовый процесс выписки и регистрации электронных рецептов среди врачей государственных и частных клиник", - отметил Попов.
В эксперименте примут участие, прежде всего, аптеки, имеющие разрешение на дистанционную продажу безрецептурных препаратов, сообщила журналистам директор Ассоциации независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова. Однако, по ее словам, аптечные организации вряд ли будут участвовать в нем массово.
"Здесь будет похожая ситуация, как с получением разрешения на дистанционную торговлю ОТС-препаратами (безрецептурными - прим. ТАСС). За три года <...> из всех аптек, а у нас их около 70 тыс. по России, получили такое разрешение всего 503 аптеки", - рассказала эксперт.
Мнение маркетплейсов
Российский интернет-магазин Ozon производит оценку требований к участию в эксперименте, в случае их упрощения будет готов оперативно подключиться к нему, сообщил ТАСС заместитель управляющего директора компании Алексей Минаев.
"Для получения разрешения необходима интеграция с государственными информационными системами тех субъектов РФ, где будет проводиться эксперимент. Так, например, покупателю необходимо будет сначала зайти в приложение ЕМИАС, выбрать свои рецепты, а потом уже перейти из приложения на сайт аптек или маркетплейсов. При этом данные системы в полном объеме дублируют функционал программного обеспечения аптек и маркетплейсов, в разы усложняя клиентский путь и создавая большие издержки для бизнеса", - объяснил он.
Об изучении дополнительных требований к участию в эксперименте сообщили и в "Яндексе". "Сейчас мы изучаем дополнительные требования, которые регионы предъявили непосредственно перед началом эксперимента, и с учетом этого будем принимать решение об этапах раскатки проекта в наших сервисах", - рассказали в пресс-службе e-com и фудтех-сервисов "Яндекса".
"Сбермаркет" поддерживает эксперимент, ждет выхода нормативно-правовых актов и готов рассмотреть форматы интеграции, сообщил ТАСС GR-директор сервиса Павел Глухов. Он отметил, что в России набирает популярность онлайн-продажа безрецептурных лекарственных препаратов. Спрос на них в январе и феврале 2023 года вырос в 2,5 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. "Доставка рецептурных лекарств также будет востребована и поможет создать бесшовный клиентский опыт", - сказал Глухов.