Россияне за год без Apple и Google Pay стали чаще платить банковскими картами
Каждый третий стал чаще использовать отечественные pay-сервисы и QR-коды
МОСКВА, 10 марта. /ТАСС/. Три четверти опрошенных россиян сообщили о возросшей для них за последний год роли банковских карт при офлайн- и онлайн-покупках - в первом случае это связано с их адаптацией к "пластику" после прекращения работы сервисов Apple Pay и Google Pay на смартфонах. Но многие тестируют новые методы взамен прежних сервисов бесконтактной оплаты, следует из опроса группы Qiwi, который проводился в феврале этого года в сравнении с этим же периодом годом ранее.
"При оплате офлайн-покупок абсолютное большинство россиян (75%) стали чаще расплачиваться банковскими картами. Это связано в первую очередь с тем, что пользователи смартфонов, у которых перестали работать Apple Pay и Google Pay (в марте 2022 года - прим. ТАСС), адаптировались к оплате пластиковой картой", - сказано в тексте исследования, который есть у ТАСС. В Qiwi сделали акцент на том, что россияне в целом диверсифицировали свои способы оплаты за последний год.
Так, 70% опрошенных признались, что и при оплате онлайн роль банковской карты для них возросла, а каждый третий человек стал чаще использовать отечественные pay-сервисы и QR-коды в этом сегменте. В целом использование для себя российских pay-сервисов в этом феврале отметили 38% опрошенных, а на роль QR-кодов при оплате указали 37%. При этом оплата наличными собрала примерно то же число откликов респондентов - 39% сообщили, что прибегают к этому методу. 14% россиян в ходе опроса рассказали, что еще в прошлом году начали прибегать к использованию платежных стикеров.
Половина (50%) из тех, кто использует при оплате QR-код, делает это в случае, если под рукой нет карты. 37% признались, что пользуются QR-кодом, когда об этом просит продавец, и только 13% всегда - по возможности - используют такой способ оплаты. Большинство опрошенных пользуются QR-кодами в продуктовых магазинах (42%) и при покупке непродовольственных товаров (31%). Самым "непривлекательным" местом для оплаты через QR-код стали АЗС (9% респондентов).
Неоднородность способов оплаты у бизнеса и потребителей вызвана изменением ситуации на платежном рынке, полагает коммерческий директор Qiwi Александр Агаков. Но даже так необходимый уровень конкуренции на рынке платежных сервисов поддерживается - из-за тренда на диверсификацию отечественные игроки совершенствуют свои продукты. "Карты, электронные кошельки, QR-коды, российские pay-сервисы, платежные стикеры - такой разнообразный набор вошел в повседневный обиход россиян", - убежден Агаков.
Методология
Группа Qiwi проводила опрос в феврале 2023 года среди порядка 1 тыс. россиян. Респондентам задавали вопросы, связанные с произошедшими за год изменениями в их платежных привычках.