Объем рынка интернет-рекламы в России составил 520 млрд рублей в 2022 году
В эту сумму вошли традиционные и инновационные сегменты рынка, отметил вице-президент Ассоциации развития интерактивной рекламы Алексей Беляев
МОСКВА, 29 марта. /ТАСС/. Общий объем рынка интерактивной рекламы в 2022 году составил 520 млрд рублей. В эту сумму вошли как традиционные сегменты рынка, так и инновационные, сообщил вице-президент Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) Алексей Беляев.
"Общий объем рынка интерактивной рекламы в 2022 году составили 520 млрд рублей. <…> Мы по-прежнему сохранили то, что называется традиционными сегментами (performance-реклама - поисковая реклама, CPx, video instream и video outstream - и branding-реклама - banners, video instream, video outstream - прим. ТАСС), и объем их указан 323,7 млрд с динамикой 0%", - сказал он на пресс-конференции в ТАСС.
Беляев отметил, что еще 196 млрд рублей составил объем инновационных сегментов рынка рекламы, который впервые был отражен в исследовании в этом году. По его словам, название "инновационные" для этих видов рекламы не совсем верное, так как многие из них давно устоялись на рынке. К таким видам рекламы АРИР относит classifieds (рубричная реклама), retail media ad (реклама онлайн-товаров, которая размещается непосредственно на веб-сайтах и приложениях e-commerce игроков), influencer marketing (продвижение продуктов через лидеров мнений) и нативная реклама, реклама в мессенджерах, у мобильных операторов, а также аудиореклама.
"Есть два больших рынка: один называется classifieds, а другой retail media. Classifieds - это рынок, на котором существует много игроков очень интересных, это все, что касается продажи автомобилей, продажи недвижимости, плюс все general объявления. <…> Если пять-шесть лет назад этот рынок был почти нулевым, то уже даже три года назад он составлял заметный кусок. Доски объявлений на сегодняшний момент являются огромными рекламными площадками на рынках, где зачастую они являются и самыми эффективными", - отметил вице-президент АРИР Федор Витрин.
Retail media, по словам Витрина, как такового не было еще три года назад. "Это самая быстро растущая категория во всей рекламе в стране, это десятки миллиардов рублей. И более того, <…> мы ожидаем, что интеграция рекламных механизмов в торговые площадки в 2023 году, объем, который мы видим за 2022 год, увеличится еще очень значительно", - добавил он.
Как менялась ситуация в течение года
Согласно данным АРИР, если в первом квартале 2022 года традиционный сегмент интернет-рекламы вырос на 12% в соотношении с аналогичным периодом 2021 года, то уже во втором квартале года снижение объема рынка составило 8% год к году. В третьем квартале снижение составило всего 2%, а к концу года объем рынка вернулся на уровень четвертого квартала 2021 года. "Цифры динамики квартальной очень четко показывают, что у нас был очень непростой второй квартал в 2022 году по понятным причинам, но к четвертому кварталу мы вполне успешно преодолели все сложности и вышли вполне восстановленный рынок. Динамика годовых показателей показывает, что есть все основания считать, что мы выйдем в положительную зону по итогам первого полугодия 2023 года", - отметил Алексей Беляев.
По словам президента АРИР Бориса Омельницкого, 2022 год стал годом "тектонических изменений ландшафта". Зарубежные игроки покинули рынок интерактивной рекламы, инфраструктура, которая складывалась более чем два десятилетия резко изменилась.
"Изменение методологии оценки рынка, добавление новых сегментов связано именно с тем, что мы желаем дать полную и прозрачную картину того, что происходит, какой инструментарий доступен, как он развивается, для того чтобы бизнес мог удовлетворять свои потребности в эффективных инструментах интерактивной рекламы", - сказал он.
Как рассказал Омельницкий в беседе с ТАСС, в феврале-марте прошлого года эксперты наблюдали происходящий в реальном времени уход зарубежных рекламодателей, закрытие площадок, которые собирали порядка 30% всех видов рекламы. Тогда у всех складывалось ощущение, что сегмент рынка интернет-рекламы просто будет отключен, так как кроме ухода игроков и рекламодателей сокращалось также количество доступных инфраструктурных технологий.
"Был высокий уровень тревожности, но на протяжении второго-четвертого квартала мы наблюдали перестроение экономики, замещение уходящих брендов российскими. Сейчас очень турбулентное время, тяжело строить прогнозы на будущее, но оглядываясь на 2022 год, могу сказать, что от всех понадобились усилия по масштабированию инфраструктуры, обучению рекламодателей тому, как все использовать и внедрять. Однако и до февраля 2022 года российский рынок был хорошо диверсифицирован. Поэтому не произошло отключение инфраструктуры рынка - те, кто ушел, оставили лакуну, которая так или иначе заполнилась теми, кто остался на рынке", - сказал он.
Ранее Ассоциация Коммуникационных Агентств России опубликовала годовой отчет, согласно которому суммарный объем рекламы в интернете, прессе, на радио и наружных носителях в 2022 году составил 392 млрд рублей, что на 2% меньше показателей прошлого года. Годовая оценка телевизионной рекламы в этом году не публиковалась.