Счетная палата порекомендовала повысить эффективность платформы "Работа в России"
Согласно материалам ведомства, низкая оценка эффективности платформы во многом обусловлена ростом сообщений об ошибках в ее работе
МОСКВА, 30 марта. /ТАСС/. Эффективность мероприятий по развитию и эксплуатации информационно-аналитической системы (ИАС) "Работа в России" оценивается как недостаточно высокая. Об этом говорится в опубликованном в четверг бюллетене Счетной палаты (СП) РФ по итогам проверки использования бюджетных средств, выделенных на создание, развитие и эксплуатацию ИАС в 2015-2021 годах.
В СП отметили, что ИАС "Работа в России" создавалась в 2015 году в качестве инструмента для повышения трудовой мобильности граждан, и ее функционал должен был позволить любому россиянину найти работу в любом регионе страны. Но из-за пандемии основной вектор развития платформы с 2020 года был изменен на предоставление госуслуг в области содействия занятости.
"Новый вектор развития обусловил рост совокупных расходов федерального бюджета на реализацию и поддержку платформы. Так, из 2,6 млрд рублей, затраченных на ее развитие с 2015 года, три четверти приходится именно на последние три года - период пандемии. Основной рост расходов связан с реализацией дистанционных сервисов для оказания государственных услуг в сфере трудоустройства. Проверка показала, что средства федерального бюджета, выделенные на мероприятия по развитию и эксплуатации ИАС "Работа в России", расходовались с учетом требований законодательства. Однако эффективность реализации мероприятий оценивается Счетной палатой как недостаточно высокая - 53,8%", - приводятся в бюллетене слова аудитора СП Данила Шилкова.
Он добавил, что на момент проверки на платформу было переведено оказание 2 госуслуг из 12 запланированных, и до конца 2022 года планировался перевод еще 10.
Согласно материалам СП, низкая оценка во многом обусловлена ростом сообщений об ошибках в работе системы, реализацией мероприятий по развитию платформы с переносом сроков. Как показала проверка, зачастую сотрудники органов занятости в период поэтапного перехода от региональных информационных систем на единое централизованное решение были вынуждены работать одновременно в двух версиях системы, а также в региональных информсистемах, и заносить туда идентичные данные, что значительно увеличивало их трудозатраты, добавили авторы отчета.
Другие результаты проверки
Как заключили в Счетной палате, не в полном объеме используется и функциональность платформы. Так, в мае 2021 года Роструд принял в опытную эксплуатацию сервис сбора данных по функциональной активности пользователей. Сведения, агрегируемые сервисом, являются одним из базовых источников данных для оптимизации процедур подбора резюме и вакансий. Однако по состоянию на 1 декабря 2022 года сервис в промышленную эксплуатацию еще не введен и фактически не использовался.
В ходе проверки Счетная палата также обратила внимание на значительное занижение целевых показателей системы и их нескоординированность в различных документах. Так, в паспорте федерального проекта "Цифровое государственное управление" плановое значение показателя по количеству зарегистрированных на платформе пользователей не учитывает фактические значения параметров ее функционирования, также в ведомственной программе цифровой трансформации Роструда значения этого показателя не соответствуют значениям федерального проекта, сообщают авторы.
Кроме того, проверка выявила нарушения при ведении бухгалтерского учета и оформлении имущественных прав на систему, а также риски, связанные с ее функционированием и информационной безопасностью, говорится в бюллетене.
По итогам контрольного мероприятия Счетная палата подготовила несколько предложений по совершенствованию функционирования платформы, в том числе рекомендовала актуализировать и синхронизировать значения показателей ее развития, обеспечить полное использование ее функциональности и оперативное (ежедневное) обновление данных.
Позиция Роструда
Со своей стороны руководитель Роструда Михаил Иванков, заявление которого есть в распоряжении ТАСС, отметил, что за последние несколько лет портал "Работа в России" превратился из сайта по поиску работы и кадров в целую экосистему в сфере занятости.
"Благодаря развитию столь важного ресурса сегодня как соискатели, так и работодатели могут взаимодействовать со службой занятости дистанционно. На сегодняшний день на портале зарегистрировано более 16 млн пользователей, и их число продолжает расти. А сама база портала является крупнейшей по числу вакансий. В настоящее время на "Работе в России" представлена информация об 1,6 млн вакантных рабочих мест, размещено более 7,4 млн резюме", - сказал он.
Иванков отметил, что С 1 января 2023 года в 84 регионах все услуги центров занятости можно получить онлайн через платформу "Работа в России".
По его словам, еще до пандемии в федеральном проекте "Цифровое государственное управление" как цель на 2022 год были заложены 3,5 млн пользователей. "Показатель на 2022 год в федеральном проекте был скорректирован до 12 млн. Вместе с тем фактически он был перевыполнен и достиг 15,8 млн пользователей", - пояснил Иванков.
Развитие функционала
Также функционал портала постоянно дополняется новыми возможностями, что позволяет качественно обеспечивать информацией участников рынка труда и повышает эффективность поиска работы и подбора персонала, отметил глава Роструда
"Граждане могут в режиме онлайн записаться на бесплатное переобучение в рамках нацпроекта "Демография", а работодатели могут подать заявку на участие в программе субсидирования найма. Кроме того, на портале реализован удобный фильтр, позволяющий осуществлять поиск работы в соответствии с заданными параметрами: регион, тип занятости, график работы, сфера деятельности, образование, уровень заработной платы", - сказал Иванков.