30 МАР, 09:17

Почти треть банковских клиентов ежедневно совершают безналичную оплату

Доля клиентов, регулярно использующих банковские счета для оплаты товаров и услуг, выросла на 4,5 п. п., достигнув 61,2% от активной клиентской базы, говорится в анализе банковского сектора РФ консалтинговой компании "Яков и Партнеры"

МОСКВА, 30 марта. /ТАСС/. Наличные банковские операции замещаются безналичными, 29,9% пользователей банковских услуг ежедневно пользуются цифровыми каналами оплаты. При этом в среднем каждый клиент обслуживается как минимум в 2,5 банков, что обостряет конкуренцию и формирует предпосылки к снижению прибыльности некоторых организаций, говорится в анализе банковского сектора РФ консалтинговой компании "Яков и Партнеры" (есть в распоряжении ТАСС).

"Российские клиенты показали уникальный уровень приверженности к цифровому опыту, несмотря на ограничения в работе приложений и банков в целом в первом полугодии 2022 года. Доля клиентов, регулярно использующих банковские счета для оплаты товаров и услуг, выросла на 4,5 п. п., достигнув 61,2% от АКБ (активной клиентской базы). При этом произошло заметное замещение наличных операций безналичными переводами с использованием СБП, а средняя доля ежедневной аудитории цифровых каналов от общего количества пользователей выросла до 29,9%. Для сравнения: данный показатель для наиболее успешных необанков в мире составляет всего 25-35%", - говорится в материалах исследования.

По итогам второго квартала 2022 года доля мобильного банкинга в организациях, рассмотренных в исследовании, достигла 61,6% от активной клиентской базы. Таким образом, введение ограничений практически не повлияло на данный канал, и снижение составило чуть более 0,2% от пика в 61,7%, достигнутого в начале 2022 года.

"Благодаря качественному цифровому опыту и простоте перехода каждый пятый клиент для банков оказался новым, но при этом каждый третий уходил из банка уже через год. Все это говорит о том, что следующий фронтир для банков - это удержание и развитие текущих клиентов. Особенно это очевидно для зарплатных клиентов, которые в среднем имеют даже меньше продуктов в своем банке, чем клиенты, привлеченные банками "с улицы", - отмечает руководитель сервиса сравнительных исследований FINIX YnP и соавтор отчета Елена Новоселова.

Согласно данным исследования, среднее количество базовых продуктов на одного активного клиента банка не увеличивалось на протяжении 2021-2022 годов и сохранялось на уровне 1,3-1,6 продукта на клиента. Аналитики считают, что даже обладая необходимой информацией о своих клиентах, российские банки в настоящее время не используют весь ее потенциал для развития отношений с ними.

"В соответствии с трендом на цифровизацию пять кварталов подряд сокращается доля клиентов, активных в отделениях, - сейчас она составляет 16,6% (-2,5 п. п. за шесть месяцев) от АКБ в среднем. Сеть банкоматов и терминалов тоже становится менее востребованной: ей пользуются только 35,3% клиентов. Снизилось и количество операций на один банкомат: за полгода падение составило 20%", - отмечается в исследовании.

В то же время фактическая нагрузка на отделения и сотрудников растет: за 18 месяцев с конца 2020 года нагрузка на отделение увеличилась более чем на 20%. Как отмечается в отчете, подобная ситуация может потребовать корректировки стратегий по агрессивному сокращению сетей отделений, чтобы поддержать необходимый уровень сервиса.

Об исследовании

Всего в исследовании рассматривались показатели 10 крупных российских банков, включая шесть системно значимых федеральных банков, лидирующих региональных и нишевых розничных игроков, совокупная клиентская база которых составила более 110 млн клиентов. В рамках исследования рассматривались показатели за период с января 2021 года по первое полугодие 2022 года.

Читать на tass.ru
Теги