Минфин: бюджет 2016-2018 годов невозможен без непопулярных социальных мер
Силуанов предлагает, в частности, свернуть разовые антикризисные мероприятия в части поддержки занятости, оптимизировать расходы и численность госаппарата, а также снизить социальные расходы
МОСКВА, 14 апреля. /корр. ТАСС Алина Евстигнеева/. Минфин предлагает сбалансировать бюджет на следующую трехлетку, прежде всего, за счет жесткого контроля над расходами и непопулярных социальных мер: повышения пенсионного возраста и отказа от поддержки занятости любой ценой. Такие очертания бюджетной стратегии озвучил во вторник на годовой коллегии Минфина глава ведомства Антон Силуанов. Эксперты с позицией Минфина согласны: в условиях кризиса других способов сбалансировать бюджет просто нет.
Закрытые рынки, неразвитые внутренние инвестиции и невозможность повышения доходов из-за рухнувших цен на нефть вынуждают правительство задуматься о жестких способах бюджетной экономии на будущие три года.
Глава Минфина Антон Силуанов ставит амбициозную цель выхода на бездефицитный бюджет в 2017 году. Другого варианта не дано: наращивать государственный долг невозможно из-за закрытых внешних рынков и высоких ставок на внутреннем. Поэтому жить придется "по средствам".
Силуанов видит пять способов оптимизации расходов, начиная с 2016 года, среди них три социальные: сворачивание разовых антикризисных мероприятий этого года, в первую очередь, в части поддержки занятости, оптимизация расходов и численности государственного аппарата, общее снижение социальных расходов.
Еще одна мера касается дальнейшей оптимизации расходов на оборонку, в том числе за счет переноса ряда ее задач на более поздние сроки. По словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, такие возможности у правительства сейчас есть. Наконец, расходы бюджета могут быть снижены за счет сокращения "псевдоинвестиционных" расходов, а также субсидий и взносов в уставные капиталы компаний. Сейчас оборонка занимает 40% расходной части бюджета, социалка - около 35%.
Главным драйвером экономического роста в следующие три года должны стать частные инвестиции, уверен министр. При этом темпы потребления, которые в последние годы росли ускоренными темпами, должны снижаться в пользу накопления. "Ни одна страна, которая резко наращивала текущее потребление и государственные расходы, не обеспечила устойчивый долгосрочный рост", - подчеркнул он.
Однако, по мнению Силуанова, неверно думать, что потенциал по наращиванию доходной части бюджета исчерпан - он ограничен, но есть. "Необходимо мобилизовать те доходы, которые сегодня находятся в теневом секторе", - сказал министр.
Директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова считает, что единственные возможные альтернативы урезанию соцрасходов - это повышение налогов, в том числе НДФЛ, и сокращение расходов на оборонку. "Не получится провести секвестр без сокращения оборонной программы. Опять проводить урезание социалки, на мой взгляд, неправильно с точки зрения социальной стабильности, особенно в период кризиса", - отмечает она.
В свою очередь член Экономической экспертной группы Александра Суслина позицию Минфина полностью разделяет. "У нас нет источников повышать доходы, худшее, что мы можем сделать сейчас, - это повысить налоги. Единственное что остается - это контроль над всеми расходами до копейки", - говорит она.
Пенсионный возраст
Важнейшие инициативы Минфина лежат в области социальной политики государства: это повышение пенсионного возраста и отказ от поддержки занятости, которая обошлась бюджету в 52 млрд рублей в этом году.
"Нужно срочно решать вопрос отмены досрочных пенсий, повышения пенсионного возраста", - заявил министр в ходе коллегии. По словам Силуанова, сейчас обсуждаются разные концепции того, как это можно реализовать. Первая - не спешить, и рассмотреть этот вопрос после 2018 года.
"Но тогда мы потеряем время, и придется отказываться от других расходов", - говорит министр. Есть концепция реализовать идею повышения пенсионного возраста в 2017-2018 годах. "А можно идти более жестко - реализовать с 2016 года. С точки зрения экономики, чем быстрее мы этот вопрос решим, тем лучше для экономики и бюджета", - уверен Силуанов. Министр добавил, что международные эксперты рекомендуют РФ увеличить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин.
Почти сразу после заявления Силуанова своего преемника на посту главы Минфина поддержал Алексей Кудрин. "Повышать возраст надо, но конкретные параметры нужно обсудить. Это требуется взвесить, но 65 лет - это вполне объяснимый вариант", - заявил он.
В секретариате курирующего социальные вопросы вице-премьера Ольги Голодец ТАСС не смогли оперативно прокомментировать социальные инициативы Минфина. При этом в Минтруда ТАСС сообщили, что позиция ведомства по вопросам поддержки занятости и пенсионного возраста не менялась.
Глава ведомства Максим Топилин недавно заявлял, что в России нет условий для повышения пенсионного возраста, поскольку продолжительность жизни еще не достигла европейского уровня. Так, в Европе выходят на пенсию в 63-65 лет, а живут дольше 80. В России люди работают до 55-60 лет, а живут только до 71 года. Топилин также отмечал, что пенсионные нововведения должны предусматривать достаточно долгий переходный период, что идет вразрез с минфиновским "чем быстрее, тем лучше".
Член Экономической экспертной группы Александра Суслина уверена, что вопрос о повышении пенсионного возраста в России давно назрел. При этом она отмечает, что этот вопрос может быть решен только за счет плавных действий, а потому не вызовет напряжения в обществе. "Давно пришло время это делать. Можно потихонечку начинать с 2016 года по полгода в год, резкого повышения быть не может, чтобы люди проснулись завтра, а у них пенсионный возраст на 10 лет больше. Это непопулярная мера, но, к сожалению необходимая", - уверена эксперт.
Безработица
Нет согласия между Минфином и социальным блоком и по поддержке занятости в кризисное время. Силуанов предлагает с 2016 года, после стабилизации ситуации в экономике, эти меры свернуть. Замминистра финансов Максим Орешкин ранее сообщал, что для экономики опасна скорее низкая безработица, чем высокая, и поддерживать высокую занятость неэффективно. Аналогичной позиции придерживается и Ксения Юдаева из Центробанка.
Программа по регулированию рынка труда - одна из самых больших в антикризисном плане. Регионы в текущем году получили более 50 млрд рублей на снижение напряженности на рынке труда, что предполагало трудоустройство людей, находящихся под угрозой увольнения, а также организацию временной занятости для безработных и программы переобучения. Эту программу соцблок считает своим важным достижением.
Экономические эксперты считают, что для этой программы нужно вводить жесткие KPI и контролировать ее эффективность, а потом все равно отменять.
"Надо понять, насколько меры поддержки занятости эффективны. Что это вообще такое? Это более качественная работа служб занятости, или просто дотации на выплаты безработным? Как мы знаем из экономической теории, если государство активно поддерживает безработных, выдавая высокие пособия по безработице, это дестимулирует на поиск работы", - комментирует Александра Суслина. По ее мнению, правительству придется повышать эффективность расходов в соцсфере, которые сегодня значительны.