Госдума приняла в I чтении проект федерального бюджета на 2024-2026 годы
Согласно документу, доходы прогнозируются в размере 35,065 трлн рублей в 2024 году, 33,552 трлн рублей в 2025 году и 34,051 трлн рублей в 2026 году
МОСКВА, 26 октября. /ТАСС/. Госдума приняла в I чтении проект федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов.
Основные параметры
Согласно документу, доходы федерального бюджета прогнозируются в размере 35,065 трлн рублей в 2024 году, 33,552 трлн рублей в 2025 году и 34,051 трлн рублей в 2026 году. Расходы ожидаются на уровне 36,66 трлн рубля, 34,382 трлн рублей и 35,587 трлн рублей соответственно. Дефицит федерального бюджета составит 1,595 трлн рублей в 2024 году, 0,83 трлн рубля в 2025 году и 1,536 трлн рублей в 2026 году.
Объем ВВП в 2024 году прогнозируется в объеме 179,956 трлн рублей (рост на 2,3%), в 2025 году - 190,637 трлн рублей (рост на 2,3%), в 2026 году - 202,304 трлн рублей (рост на 2,2%).
Верхний предел государственного внутреннего долга составит на 01.01.2025 года 26,637 трлн рублей, на 01.01.2026 года - 30,159 трлн рублей, на 01.01.2027 года - 34,356 трлн рублей.
Верхний предел государственного внешнего долга составит на 01.01.2025 года $64,0 млрд (€57,6 млрд); на 01.01.2026 года - $63,1 млрд (€56,3 млрд); на 01.01.2027 года - $61,2 млрд (€54,6 млрд).
Уровень инфляции прогнозируется в 2024 году в 4,5%, в 2025 году - 4,0%, в 2026 году - 4,0%.
Объем Фонда национального благосостояния на начало года 2024 года составит 12,177 трлн рублей (6,8% ВВП); на начало 2025 года - 11,190 трлн рублей (5,9% ВВП); на начало 2026 года - 13,002 трлн рублей (6,4% ВВП).
Структура расходов
По разделу "Общегосударственные вопросы" расходы в 2024 году запланированы в объеме 2,022 трлн рублей, в 2025 году - 2,174 трлн рублей, в 2026 году - 2,296 трлн рублей. По разделу "Национальная оборона" расходы запланированы в объеме в 2024 году 1,516 трлн рублей, в 2025 году - 1,562 трлн рублей, в 2026 году - 1,514 трлн рублей. По разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" - в 2024 году 2,085 трлн рублей, в 2025 году - 2,087 трлн рублей, в 2026 году - 2,172 трлн рублей.
В части 49 государственных программ (ГП) (в открытой части проекта бюджета) предусмотрено выделение, в том числе, по ГП "Развитие здравоохранения" - 1,329 трлн рублей в 2024 году, 1,343 трлн рублей в 2025 году, 1,297 трлн рублей в 2026 году. По ГП "Развитие образования" - 575,2 млрд рублей в 2024 году, 407,4 млрд рублей в 2025 году, 423,1 млрд рублей в 2026 году. По ГП "Социальная поддержка граждан" предусмотрено 3,262 трлн рублей в 2024 году, 3,375 трлн рублей в 2025 году и 3,628 трлн рублей в 2026 году.
По ГП "Содействие занятости населения" расходы составят 62,3 млрд рублей в 2024 году, 64,7 млрд рублей в 2025 году, 64,7 млрд рублей в 2026 году, по ГП "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия " - 390,2 млрд рублей в 2024 году, 265,8 млрд рублей в 2025 году, 251,3 млрд рублей в 2026 году. По ГП "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" - 4,9 млрд рублей в 2024 году, 4,9 млрд рублей в 2025 году, 4,9 млрд рублей в 2026 году. По ГП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя" - 105,3 млрд рублей в 2024 году, 106,3 млрд рублей в 2025 году, 110,4 млрд рублей в 2026 году. На реализацию ГП "Научно-технологическое развитие РФ" будет выделено в 2024 году 1,338 трлн рублей, в 2025 году - 1,174 трлн рублей; в 2026 году - 1,341 трлн рублей.
Трансферты и дотации регионам
Предусматривается выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ: в 2024 году в объеме 3,223 трлн рублей, в 2025 году - 2,802 трлн рублей, в 2026 году - 2,788 трлн рублей, в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: в 2024 году 1,035 трлн рублей, в 2025 году - 1,049 трлн рублей, в 2026 году - 1,078 трлн рублей, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов: в 2024-2025 годы - 35,3 млрд рублей ежегодно, в 2026 году - 35,9 млрд рублей, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области в 2024 году - 37,5 млрд рублей, дотации (гранты) бюджетам субъектов РФ за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ предусмотрены в 2024-2026 годы 13 млрд рублей ежегодно.
В 2024 году Минфин России вправе предоставить бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в объеме до 175 млрд рублей на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Плата за пользование такими бюджетными кредитами составит 3% годовых. Плата за пользование бюджетными кредитами на пополнение остатка средств на едином счете бюджета составит 0,1% годовых.
В 2024 году в случае снижения объема денежных средств, составляющих чистые активы закрытого паевого инвестиционного фонда "Российский фонд прямых инвестиций" (РФПИ), ниже 30 млрд рублей правительство РФ вправе принять решение о приобретении дополнительных инвестиционных паев РФПИ за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных по подразделу "Общеэкономические вопросы" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов.
В 2024 году акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (корпорация МСП) по решению правительства вправе использовать средства, полученные в 2024 году и предшествующих годах от размещения на депозитах и (или) в долговые обязательства РФ остатков бюджетных инвестиций, предоставленных корпорации МСП в соответствии с законом о бюджете на 2014 год в размере 50 млрд рублей на финансирование затрат, связанных с обеспечением деятельности корпорации, предусмотренной законом о развитии МСП, при условии сохранения на конец 2024 года остатков бюджетных инвестиций в размере не менее 50 млрд рублей.
Позиции фракций
Проект федерального бюджета на будущую трехлетку в I чтении был единогласно поддержан депутатами фракции "Единая Россия" в Госдуме. Как отмечал ранее спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин, проект госбюджета должен решить три главные задачи - развития страны, преодоления вызовов, которые стоят перед РФ, и выполнения всех социальных обязательств.
В свою очередь, замруководителя фракции Андрей Исаев подчеркнул, что, несмотря на то, что бюджет дефицитный, социальные обязательства "не только выполняются в полном объеме, но и расширяются". "На 18,5% будет проиндексирован МРОТ - а это рост зарплат почти 5 млн человек, и в целом для всей бюджетной сферы. Индексируются на уровне инфляции пособия, пенсии, материнский капитал, впервые ежегодно, начиная с 2024 года, будет индексироваться пособие по безработице", - отметил Исаев.
За принятие проекта бюджета проголосовала также фракция ЛДПР в Госдуме. "Этот бюджет - максимум, что смогло сделать правительство РФ в непростых условиях специальной военной операции", - отметил лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. Он подчеркнул, что депутаты в рамках работы над бюджетом ко II чтению намерены добиваться решения нескольких вопросов, в частности, обеспечения социальных выплат.
О намерении подготовить поправки также сообщила и депутат Госдумы от "Новых людей" Роза Чемерис. Она подчеркнула, что фракция в целом поддерживает проект бюджета. "Обязательно будем готовить поправки, которые сохранят все текущие расходы на образование и медицину. Надо сказать, что мы действительно обеспокоены тем, что в бюджете грядущего года снижаются расходы на целый ряд федеральных проектов, которые связаны с образованием и медициной", - отметила она.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что фракция будет голосовать против принятия проекта бюджета. "Меня поразила политика кабинета министров, который, казалось бы, сегодня работает в чрезвычайных условиях, проявляет высокое трудолюбие и ответственность, связан с Думой, но притащили опять бюджет, скроенный по старым либерально-гайдаровско-чубайсовским лекалам", - пояснил он. Зюганов добавил, что фракция подготовила "бюджет Победы", который, по его словам, вполне реализуем.
Против принятия проекта бюджета в I чтении выступили и депутаты фракции "Справедливая Россия - Патриоты - За правду". Лидер фракции Сергей Миронов подчеркнул, что фракция также подготовила альтернативный бюджет, "который на 9 трлн рублей богаче по доходам, чем бюджет правительства". Он добавил, что единственная позиция, с которой фракция согласна в проекте бюджета, - это увеличение расходов на оборону. "Мы проводим специальную военную операцию и, конечно, это необходимо", - подчеркнул Миронов.