ВТБ зафиксировал резкий рост активности мошенников под видом сотовых операторов
Отказ в передаче информации обеспечит безопасность средств, а любые разговоры, в которых звонящий просит передать конфиденциальные сведения, следует прекращать сразу, рассказал старший вице-президент банка Никита Чугунов
МОСКВА, 22 декабря. /ТАСС/. Эксперты ВТБ в декабре зафиксировали резкий рост жалоб на мошенников, представляющихся сотрудниками операторов сотовой связи. Об этом заявил старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
"Подобная схема обмана появилась сравнительно недавно, если в сентябре - октябре было несколько подобных обращений в месяц, то в ноябре счет шел уже на десятки. За первые 20 дней декабря мы получили уже столько же обращений от клиентов с жалобой на подобные действия мошенников, сколько было за весь ноябрь. Очевидно, что этот сценарий сейчас остается одним из самых актуальных. Его опасность состоит в том, что в случае "удачной атаки" злоумышленник получает доступ до основного средства аутентификации клиента во всех сервисах, включая онлайн банкинг любого банка или сервисов государственных услуг", - указал Чугунов, его слова привела пресс-служба банка.
По оценке специалистов ВТБ, жалобы клиентов банка на подобные звонки увеличились с ноября более чем на 30%.
Как рассказали в пресс-службе ВТБ, на мобильный телефон потенциальной жертвы поступает звонок от неизвестного номера. Абонент представляется сотрудником мобильного оператора и просит назвать код из СМС под предлогом подтверждения срочных операций: перезаключение договора с мобильным оператором, начисление бонусов, пролонгация тарифного плана, защита от утечки персональных данных и т. д.
"После этого "жертва" получает СМС с кодом для входа в онлайн-кабинет своего сотового оператора, а мошенники просят сообщить этот код, используя его для восстановления доступа к личному кабинету "жертвы". Также мошенники просят передать код из СМС для доступа к личному кабинету на Госуслугах. В совокупности эти действия позволят мошенникам оформить электронную сим-карту (eSim) для дальнейшего управления сервисами различных банков от имени "жертвы", - указали в пресс-службе.
Как не попасться на обман
"Важно помнить, что мошенники нацелены на получение от вас персональных данных, которые в целом никто, кроме вас, знать не может; поэтому злоумышленники идут на такую провокацию. Отказ в передаче информации, например, СМС-кода, обеспечит безопасность ваших средств. Любые разговоры, в которых звонящий просит передать вам конфиденциальные сведения, следует прекращать сразу. Банки, мобильные операторы и другие компании просто не будут и не имеют права обращаться с такими звонками к людям. Если инцидент уже произошел - как можно быстрее обратитесь в банк или в организацию от имени кого был звонок, оставив сообщение в контакт-центре, онлайн кабинете или офисе", - напомнил Никита Чугунов.
Вместе с тем в ВТБ отмечают, что мошенникам приходится все чаще менять свои сценарии разговоров и сценарии обмана, а сама мошенническая активность впервые за три года начала снижаться. Так, в 2023 году мошенническая активность на клиентов ВТБ сократилась на 15% по сравнению с 2022 годом. Число попыток атак за год может превысить 6,7 млн, ожидают в банке.