Севморпуть: история и перспективы
ТАСС-ДОСЬЕ. 29 февраля 2024 года президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил, что Россия продолжает развивать Северный морской путь и приглашает зарубежные компании и иностранные государства активно его использовать.
Основные сведения
Северный морской путь (СМП) — судоходный маршрут в Российской Арктике. До начала XX века использовалось название Северо-Восточный проход. В официальных российских документах СМП определен как "исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ". Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек. Длина СМП от пролива Карские Ворота (у архипелага Новая Земля) до бухты Провидения (в районе Берингова пролива) — 5,6 тыс. км. Маршрут через СМП почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток: так, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал — 23 200 км, а по СМП — 14 280 км (на 40% короче). Продолжительность навигации составляет два-четыре месяца, использование ледоколов позволяет сделать ее круглогодичной.
Современное состояние
В 1991 году Северный морской путь был открыт для международного судоходства. 24 января 2013 года вступил в силу федеральный закон, согласно которому были законодательно закреплены границы СМП, ледокольная и лоцманская проводка судов по нему отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Распоряжением правительства РФ от 15 марта 2013 года для управления этим судоходным маршрутом было создано федеральное государственное казенное учреждение "Администрация Северного морского пути", подведомственное Федеральному агентству морского и речного транспорта РФ. В функции администрации входили выдача разрешений на плавание судов в акватории СМП, мониторинг и предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке, содействие в проведении поисковых и спасательных работ и др. С 1 августа 2022 года эти функции были переданы ФГБУ "Главное управление Северного морского пути" при госкорпорации "Росатом".
Согласно поправкам от 29 декабря 2017 года в Кодекс торгового мореплавания РФ, суда под российским флагом обладают исключительным правом на перевозку по СМП нефти, природного газа, газоконденсата и угля, добытых на территории РФ. С 2019 года иностранные военные корабли могут ходить по СМП, только предварительно уведомив об этом российские власти. С 1 сентября 2023 года иностранные суда с разрешением на проход в акватории Северного морского пути могут заходить во внутренние воды России только в местах проливов, полностью принадлежащих РФ, или при следовании в морской порт. Об этом говорится в новых правилах плавания во внутренних морских водах судов под флагами иностранных государств, которые действуют в России с 1 сентября 2023 года до 1 сентября 2029 года.
На трассе СМП находится свыше 50 портов, среди них Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Беринговский, Провидения и другие. В акватории СМП действуют семь линейных атомных ледоколов Росатомфлота: "50 лет Победы", "Ямал", "Таймыр", "Вайгач", "Арктика", "Сибирь" и "Урал". В строю также находится атомный лихтеровоз "Севморпуть". Кроме того, круглогодичную навигацию без ледокольной проводки по СМП в западном направлении (в восточном — в летние месяцы) осуществляют танкеры-газовозы ледового класса Yamalmax. Эти суда перевозят сжиженный природный газ, который производится на заводе "Ямал СПГ" (Ямало-Ненецкий автономный округ).
Показатели
В советское время рекордный объем перевозок по СМП был достигнут в 1987 году — 6,6 млн т, но наиболее активно маршрут начал использоваться в 2010-е годы.
В 2023 году объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути составил 36,254 млн т, перевозка транзита составила 2,129 млн т. Основным грузом была нефть: перевезено 1,5 млн т. В течение 2023 года было выдано 1 218 разрешений (для сравнения: в 2022 году — 1 163) на плавание в акватории Северного морского пути, в том числе 115 иностранным компаниям (в 2022 году — 55). Транзитом по СМП прошло 80 рейсов (в 2022 году — 47). Дважды совершена проводка крупных судов безледового класса, которые прошли Севморпутем в августе и октябре: балкер Gingo и балкер Platos из порта Мурманска прошли по СМП в китайские порты Циндао и Далянь. Кроме того, в 2023 году выполнены три регулярных каботажных рейса по Северному морскому пути из северо-западной части России в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении.
Планы развития
Главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья. По данным Минэнерго РФ, извлекаемые запасы нефти и газа в Арктическом регионе страны составляют порядка 60% всех извлекаемых углеводородных ресурсов в России. Из 15 действующих и перспективных инвестпроектов в Арктике (Варандейское нефтяное месторождение, "Ямал СПГ", Таймырский угольный бассейн и другие) 11 связаны с освоением нефти и газа, четыре — руд и угля.
План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года, принятый правительством РФ в рамках нацпроектов, предусматривает выполнение мер по навигационно-гидрографическому, гидрометеорологическому и аварийно-спасательному обеспечению судоходства в акватории СМП; по развитию морских портов и близлежащих аэропортов; по разработке и строительству морской техники, систем и средств. К 2032 году планируется ввести в эксплуатацию семь новых атомных ледоколов проектов 22220 "Арктика" и 10510 "Лидер".
Проблемы развития
Главный недостаток Северного морского пути — тяжелые природные условия (в частности, летом в море Лаптевых температура не поднимается выше 1 градуса по Цельсию), ограничивающие сроки проведения навигации. Круглогодичная работа СМП возможна только при обеспечении маршрута атомными ледоколами, что повышает ее стоимость. Сдерживающим фактором развития СМП являются малые глубины на традиционных маршрутах: для прохождения крупнотоннажных судов требуется прокладка глубоководных высокоширотных маршрутов севернее Новосибирских островов. При этом ширина канала, необходимая для проводки через льды крупных танкеров класса Panamax и Snesmax (40 и 50 м соответственно), а также газовозов, требует постройки ледоколов с большим водоизмещением. Действующие в настоящее время в России ледокольные суда могут прокладывать канал шириной 33–34 м. Эту проблему должны решить атомные ледоколы проекта 10510 "Лидер", способные проводить суда шириной 50 м. Первый ледокол этого проекта, "Россия", был заложен на судостроительном комплексе "Звезда" (город Большой Камень, Приморский край) 5 июля 2021 года.
Инфраструктура большинства арктических портов, за исключением Дудинки, требует масштабной модернизации. Необходимы капитальный ремонт или строительство новых причальных сооружений, работы по дноуглублению для приема современных судов, установка современных навигационных систем и т.д.
Сайт
Официальный сайт Главсевморпути — https://nsr.rosatom.ru/