5 МАР, 22:26

Минвостокразвития: Севморпуть стал альтернативой Восточному полигону железных дорог

В перспективе Северный морской путь является полноценным торговым маршрутом между Европой и Азией, отметил первый замглавы ведомства Гаджимагомед Гусейнов

МОСКВА, 5 марта. /ТАСС/. Северный морской путь, поставив исторический рекорд по грузопотоку, смог стать альтернативой Восточному полигону, сообщил первый замглавы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов на IX Международной научно-практической конференции "Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие".

Президент РФ Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию выразил мнение о том, что в стране "прозевали" необходимость наращивания пропускной способности БАМа и Транссиба, темпы будут наверстаны до 2030 года, показатель увеличится до 210 млн тонн в год.

"В 2023 году на СМП установлен новый исторический рекорд - 36,2 млн тонн, в том числе так называемый транзит по акватории СМП достиг рекордного значения - 2,1 млн тонн. <…> По прогнозу, следующему из соглашений, которые мы подписали с основными грузоотправителями, к 2030 году почти 200 млн тонн грузов [будет перевезено по СМП], к 2035 году - 220 млн тонн. Вы видите объемы, это уже сегодняшняя альтернатива Восточному полигону железных дорог", - сказал Гусейнов.

Восточный полигон железных дорог объединяет Транссиб и Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). В связи с тем, что эти магистрали сейчас работают на пределе пропускной способности, по поручению президента РФ идет модернизация Восточного полигона, глава государства неоднократно подчеркивал, что темпы этой работы нужно наращивать.

На сегодня, добавил Гусейнов, пропускная способность Восточного полигона - 173 млн тонн, к концу 2024 года этот показатель достигнет 180 млн тонн. Что касается Северного морского пути, то, как напомнил замглавы Минвостокразвития, арктическая артерия создает более короткий маршрут между Западом и Востоком России, а в перспективе является полноценным торговым маршрутом между Европой и Азией, особенно в свете текущей геополитической ситуации. "Нестабильность на Ближнем Востоке приводит к кратному увеличению стоимости перевозки через Суэцкий канал. За последнее время, 4-5 месяцев, перевозка одного контейнера стоила порядка $1 300, а сейчас из Шанхая в Роттердам, - это порядка $4 000, на этом фоне СМП остается стабильным и безопасным маршрутом", - резюмировал Гусейнов.

Каждый грузоотправитель желает знать

По словам гендиректора ФГБУ "Главсевморпуть" Сергея Зыбко, растущий грузопоток в первую очередь требует развития атомного ледокольного флота. "Сейчас на трассах СМП работает группировка из семи атомных ледоколов, принадлежащих Росатому, и трех ледоколов Минтранса. Еще пять атомных ледоколов строится, включая самый мощный за всю историю ледокольного флота и вообще судов атомный ледокол "Россия" проекта типа "Лидер", <…> в конце этого года вступит в строй атомный ледокол "Якутия", еще один "Ленинград" был заложен, <…> готовимся к закладке атомного ледокола "Сталинград", - сказал Зыбко.

Но Севморпуть это не только ледокольный флот, поэтому "Главсевморпуть", будучи подразделением госкорпорации "Росатом", анализирует грузопоток арктической артерии, разрабатывает варианты привлечения судовладельцев. "Мы готовы к быстрой донастройке ключевых компонентов для круглогодичной работы этого маршрута, включая работу портов, ледокольное сопровождение и грузовой флот. Мы понимаем, что есть порты, которые находятся за пределами Северного морского пути, но они относятся или к Арктике, или к Дальнему Востоку, поэтому проводим совместную работу с Минвостокразвития для осуществления успешного прохода судов в восточном секторе СМП. <…> Мы делаем все, чтобы как можно быстрее началась круглогодичная навигация, для этого необходимо, чтобы атомные ледоколы находились друг от друга на расстоянии не больше, чем 500 миль", - говорит гендиректор предприятия.

К примеру, увеличение ледоколов до девяти единиц в Восточном секторе СМП сможет существенно повысить эффективность грузоперевозок. При наличии девяти ледоколов расстояние между ними с 500 миль сократится до 200 миль. "Это является очень важным фактором для привлечения судоходства. Каждый грузоотправитель, грузополучатель желает знать, с какой временной точностью суда довезут их груз, когда груз прибудет в нужный порт", - пояснил эксперт.

Безопасность в Арктике

Для благосостояния всей Арктики, а не только для развития Северного морского пути, макрорегиону нужна комплексная система обеспечения безопасности. Для разработки такой концепции необходимо отталкиваться от рисков, которые потенциально несут некоторые предприятия в Арктике. Для того, чтобы перестраховать такие объекты МЧС РФ определили для себя четыре ключевые точки.

"Если западная Арктика более-менее прикрыта, и Мурманск, и Архангельск - сосредоточение сил и средств, то чуть-чуть правее, начиная от Дудинки и восточнее, сил и средств МЧС России, например вплоть до Анадыря, нет вообще. Постоянные места дислокации Морспасслужбы ограничиваются одним человеком, сидящим в Диксоне и отвечающим за огромный район мореплавания - морской спасательный координационной центр, а сами силы находятся либо в режиме дежурства акватории СМП, либо сидят в Мурманске и Архангельске", - сказал директор департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС Александр Бондар.

Четырьмя ключевыми точками стали Сабетта, Диксон, Тикси и Певек. "Певек, пожалуй, это единственный проект, который МЧС России уже удалось завершить, и через неделю, 15 марта, в Певеке будет запущен первый в современном понимании Арктический комплексный аварийно-спасательный центр МЧС России. Летом туда встанет на дежурство авиационное крыло, а с 15 марта на дежурство заступают спасатели и орган повседневного управления - те, кто будут коммутировать с едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований, субъектов РФ и многими другими службами, имеющими у себя диспетчеров, то есть тех, кто собственно принимает верхнеуровневые решения в начальной стадии ликвидации чрезвычайной ситуации", - пояснил Бондар.

Для Арктики разработана единая система государственного экологического мониторинга, включающая комплексную систему, которая оценивает загрязнение окружающей среды.

"Но хотелось бы отметить, что нам надо от статических моделей передачи данной обработки переходить к динамическим трехмерным моделям, когда мы от оценки ситуации должны прогнозировать варианты развития событий. Эти варианты предлагать, обрабатывая данные с помощью искусственного интеллекта. <…> Создание цифровых моделей обработки экологической информации - это одно из предложений, которое бы хотелось внести", - заявила, в свою очередь, сопредседатель экспертного совета комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, председатель оргкомитета конференции Елена Зленко.

IX Международная научно-практическая конференция "Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие" проходит 5-6 марта в Москве в Торгово-промышленной палате РФ. ТАСС - генеральный информационный партнер.

Читать на tass.ru
Теги