21 МАР, 15:57 Обновлено 16:07

В Росатоме считают, что Запад не может исключить РФ из проекта ИТЭР

Россия поставляет ключевое оборудование для международного термоядерного проекта, подчеркнул заместитель директора частного учреждения корпорации Леонид Химченко

МОСКВА, 21 марта. /ТАСС/. Вклад России в международный термоядерный проект ИТЭР по сооружению крупнейшего в мире термоядерного реактора практически незаменим, она поставляет ключевое оборудование. Об этом ТАСС заявил заместитель директора частного учреждения Росатома "ИТЭР-Центр" Леонид Химченко.

Отвечая на вопрос о том, возможно ли повторение ситуации, аналогичной той, что сложилась в Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN), которая решила прекратить сотрудничество с российскими учеными, Химченко указал на ряд принципиальных отличий. "Во-первых, главное отличие - это то, что Россия участвует в проекте ИТЭР на основе межправсоглашения, которое не предусматривает возможности исключения любого партнера. Во-вторых, Россию в проекте невозможно будет заменить. В частности, оборудование, которое мы поставляем для проекта, ключевое. И заменить нас будет очень сложно, если вообще это будет возможно", - подчеркнул ученый.

В марте 2022 года в CERN приостановили действие статуса России как наблюдателя. В июне того же года Совет CERN принял решение не продлевать после 2024 года соглашения о сотрудничестве с Россией и Белоруссией.

В 2007 году, когда распределяли сферу ответственности стран в проекте ИТЭР, рассказал Химченко, только у России были компетенции в области гиротронов (источников мощного СВЧ-излучения). И на сегодняшний день Россия является общепризнанным мировым лидером в их производстве. В качестве еще одного примера собеседник ТАСС привел тот факт, что вся энергия к токамаку подводится через системы российского производства. "Из французской национальной сети подводится электричество, идет линия - 400 киловольт. Дальше различные коммутаторы, трансформаторы и прочее. А вот уже к сверхпроводящим катушкам самого токамака электричество подается через российскую обвязку. И вся аппаратура аварийного выключения - тоже российского производства", - подчеркнул Химченко, добавив, что все это оборудование - ключевое и уникальное, от него зависит как работоспособность будущего реактора, так и безопасность проекта.

По его словам, прежний генеральный директор Международной организации ИТЭР Бернар Биго, скончавшийся в мае 2022 года, был принципиальным противником примешивания политики в научный проект ИТЭР. Ровно такой же позиции, отметил Химченко, придерживается и нынешний глава ИТЭР Пьетро Барабаски. "Вот интереснейшая вещь. Барабаски, новый гендиректор, в 2022 году собрал коллектив и предупредил: "Никакой политики, наша цель - строить ИТЭР". Знаете, про что-то подобное в других международных проектах, где мы участвуем, я не слышал. И в этом тоже уникальность ИТЭР", - подчеркнул ученый.

О проекте ИТЭР

Термоядерный реактор ИТЭР строится рядом с исследовательским центром "Кадараш" на юге Франции совместно Евросоюзом, Россией, Китаем, Индией, Японией, Южной Кореей и США. Это будет первая крупномасштабная попытка продемонстрировать возможность использования термоядерной реакции для получения энергии в промышленных масштабах. В случае успеха проекта ИТЭР человечество сможет рассчитывать на обладание практически неисчерпаемым источником энергии. Организацией, ответственной за выполнение обязательств российской стороны в проекте ИТЭР, определена госкорпорация "Росатом". Работу координирует частное учреждение Росатома "Проектный центр ИТЭР".

Читать на tass.ru
Теги