Минфин: дефолтов регионов в 2015 году не будет
Ведомство разработало целый комплекс мер, который должен был помочь субъектам РФ избежать таких ситуаций
МОСКВА, 10 июня. /Корр. ТАСС Лана Самарина, Никита Жарков/. Российские регионы в 2015 году не должны допустить дефолты по своим обязательствам, механизмы для решения долговых проблем разработаны и активно используются. Об этом сообщили ТАСС представители Минфина и аналитики.
Губернаторы в 2014 году неоднократно жаловались на то, что рост ставок коммерческих банков приводит к тому, что обслуживание долга становится очень дорогим и отвлекает средства регионов, которые могли бы пойти на инвестиционные цели или социальную политику. Более того, губернаторы не исключали возможности дефолтов и просрочек по выплатам долгов. Минфин разработал в прошлом году целый комплекс мер, который должен был помочь субъектам РФ избежать таких ситуаций.
"Есть много механизмов, которыми могут пользоваться субъекты для управления ликвидностью долговой политики. Первое - это казначейские кредиты. Во-вторых, мы дали субъектам почти 150 млрд в прошлом году на замещение коммерческого долга и в этом году продолжаем: 150 млрд рублей распределено и почти 70 уже перечислено под 0,1% годовых", - сказала ТАСС Директор Департамента межбюджетных отношений Лариса Ерошкина.
Общий объем бюджетных кредитов регионам в 2015 году составит 310 млрд рублей.
Надежные облигации
В Минфине отметили, что облигационный долг регионов, как правило, растянут на несколько лет, а в коммерческих кредитах доля краткосрочных заимствований преобладает, что является риском. Поэтому дефолты по облигационным займам маловероятны.
По словам руководителя дирекции долговых рынков "УралсибКэпитал" Дмитрия Дудкина, дефолтов по облигациям российских регионов в первом квартале не наблюдалось. "По облигациям ничего не было", - сказал он.
Аналитики согласны с Минфином, что основной риск по просрочкам выплат связан именно с коммерческими долгами регионов. "Именно вот эти кредиты, как правило, короткие и требуют усилий по рефинансированию", - говорит заместитель директора группы государственных финансов Standard&Poor’s Карен Вартапетов.
Он подчеркнул, что "если у региона нет запаса собственных средств, остатков на счетах, бюджет исполняется плохо и одновременно регион не может найти рефинансирование для старых долгов, то вот здесь возникает проблема". "Но о массовом дефолте регионов или десятках дефолтов регионов в этом году мы точно не говорим. Есть точечные примеры, когда ситуация очень похожа на просрочку по долговым обязательствам", - сказал специалист.
Зона риска
По словам Вартапетов, рискам подвергаются регионы, у которых долг к доходам уже достаточно большой, то есть приближается к 100%, и в самом долге удельный вес банковских кредитов достаточно высок.
По данным Минфина, на 1 мая 2015 года у 48 регионов объем госдолга превышает 50% налоговых и неналоговых доходов бюджета. При этом у 11 субъектов объем госдолга по коммерческим кредитам и ценным бумагам превышает 50% доходов бюджета.
Так, долг Карелии по данным на 1 мая 2015 года составляет 99% от налоговых и неналоговых доходов региона, при этом банковский долг 53%, Вологодской области - 95% и 51% соответственно, Рязанской - 87% и 51%, Хакасии - 84% и 63%, Амурской области - 92% и 58%, Забайкальского края - 87% и 51%, Марий Эл - 88% и 52%, Астраханской области - 86% и 59%, Липецкой - 61% и 52%, Удмуртии - 88% и 59% соответственно.
Летом прошлого года Минфин разработал правила, по которым регионам выдаются бюджетные кредиты для частичного замещения их долгов по кредитам банков и ценным бумагам. "Мы помогаем субъектам бюджетными кредитами: эти средства покрывают половину суммы погашения долга, приходящегося на 2015 год", - говорит Ерошкина.
Она отметила, что в целях дополнительной поддержки регионов за истекший период 2015 года Минфином России обеспечено авансовое перечисление дотаций из федерального бюджета в сумме 25 млрд рублей.
Долговые перспективы
"Все субъекты с коммерческим долгом получат кредиты, если будут выполнять условия соглашения - планомерно снижать объем долга до размера не больше 50% от собственных доходов к 1 января 2017 года", - заявила Ерошкина.
Кроме того, с прошлого года у регионов появилась возможность брать у Федерального казначейства короткие кредиты на 30 дней под символический процент для покрытия кассовых разрывов.
Еще одно решение, которое позволит регионам снизить долговую нагрузку, - это отсрочка по бюджетным кредитам, выданным в 2010-2011 году на строительство и ремонт дорог. Погашение задолженности по основному долгу и процентам переносится на 2025-2034 годы по ставке - 0,1% годовых.
Долг регионов в последние месяцы планомерно снижался. Так, на 1 мая 2015 года общий долг регионов и муниципалитетов составил 2,4 трлн рублей, снизившись на 3,9 млрд рублей. Объем долга субъектов РФ по коммерческим кредитам за январь-апрель 2015 года сократился на 102,5 млрд рублей (на 7,7%) и составил на 1 мая 2015 года 1,2 трлн рублей.
По словам старшего портфельного управляющего "УККапиталЪ" Андрея Вальехо-Романа, еще год-полтора ничего катастрофического с долгами регионов не будет происходить, однако меры по сокращению долгов надо предпринимать уже сейчас.
"Если ситуация с долговой нагрузкой регионов РФ будет планомерно ухудшаться, то субсидировать новые займы региональным властям будет неоткуда, поскольку новые расходы регионов, чаще всего, не соотносятся с их доходами", - предупредил он.