Эксперты: реальный эффективный курс рубля необходимо ослабить на 2,1%
В условиях свободного движения капитала управлять реальным курсом рубля практически невозможно , также указали экономисты
МОСКВА, 11 июня. /ТАСС/. Реальный эффективный курс рубля сейчас несколько завышен, для его возвращения к уровню, обусловленному фундаментальными факторами, необходимо ослабление на 2,1%.
Об этом говорится в оперативном мониторинге экономической ситуации в России, подготовленном Институтом экономической политики им.Е.Гайдара (ИЭП), Российской академией народного хозяйства и госслужбы, а также Всероссийской академией внешней торговли.
"Усиление экономического спада и укрепление реального эффективного курса рубля в марте-апреле вновь ставят в повестку дня вопрос о фундаментально обоснованном курсе рубля и факторах, на него влияющих.
По оценкам ИЭП, для того чтобы реальный эффективный курс рубля вернулся к уровню, обусловленному фундаментальными факторами (цены на нефть, темпы экономического роста, отток капитала и уровень государственных расходов), необходимо его ослабление на 2,1% к сегодняшнему уровню", - отмечается в документе.
При этом, как считают эксперты, в условиях свободного движения капитала управлять реальным курсом рубля практически невозможно и попытки обеспечить большую конкурентоспособность российской промышленности за счет заниженного курса будут малоэффективны.
- Ведев: курс рубля в 2015 году будет оставаться в диапазоне 50-60 рублей за доллар
- Силуанов: общее снижение доходов бюджета РФ в 2015 году составит 2-2,5 трлн рублей
- Улюкаев: закупки ЦБ валюты в резервы противоречат политике инфляционного таргетирования
- Улюкаев: России необходимо скорректировать свою экономическую политику
Как говорится в оперативном мониторинге, предложенный Минфином РФ проект федерального бюджета фактически воспроизводит идеологию непропорционального секвестирования, примененную при корректировке бюджета 2015 года. Он углубляет конфликт между краткосрочными целями экономической политики и среднесрочными целями возвращения на траекторию экономического роста.
Эксперты отмечают, что этот вариант предполагает расходы в объеме 15,5 трлн рублей, дефицит в размере 1,9% ВВП и сокращение расходов в среднем на 5% При этом производительные расходы сокращаются в большей степени, чем "защищенные" непроизводительные расходы (социальные расходы и расходы на оборону).
"Повторение такого маневра не только затруднит возвращение на траекторию экономического роста в среднесрочной перспективе, но и может привести к нежелательным последствиям уже в ближайшие годы (2017-2018 годы).
Более предпочтительным представляется вариант, предполагающий номинальное увеличение расходов до 16,3 трлн рублей (дефицит бюджета - 3% ВВП), сопровождаемое структурными реформами, нацеленными как на реформирование бюджетной сети, так и на сокращение неэффективных расходов", - говорится в документе.