Эксперт заявил, что РФ достигла суверенитета в системах управления и наблюдения за дронами
Преодоление зависимости от поставок микроэлектроники должно стать следующим этапом развития отрасли, считает сооснователь и первый заместитель гендиректора "Флай Дрон", эксперт рынка Национальной технологической инициативы "Аэронет"
МОСКВА, 8 мая. /ТАСС/. Отечественные системы управления, наблюдения и подавления дронов уже выпускаются в РФ, что обеспечивает независимость от импорта. Преодоление зависимости от поставок микроэлектроники должно стать следующим этапом развития отрасли, считает Александр Каниовский, сооснователь и первый заместитель генерального директора компании "Флай Дрон", эксперт рынка Национальной технологической инициативы "Аэронет".
Согласно новому майскому указу "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", который подписал президент РФ Владимир Путин в день инаугурации, Россия должна стать технологически независимой и сформировать новые рынки в ключевых инновационных направлениях развития, в том числе в сфере беспилотных авиационных систем.
"Все, что связано с системами управления воздушным движением беспилотников, комплексами наблюдения за ними, системами радиоэлектронного подавления - это в России делается собственными силами. Соответствующие разработки есть, <...> и их можно оперативно масштабировать. Эти решения обеспечивают независимость от зарубежных продуктов", - сказал он корреспонденту ТАСС, отвечая на вопрос о том, по каким направлениям в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС страна достигла независимости от импорта.
Говоря о спектре отечественных решений, эксперт также отметил системы планирования полетов и обработки результатов этих миссий, которые уже внедрены в ряде сфер.
Зависимые от импорта компоненты
"Что касается конструктивных элементов различных типов беспилотников, то на российском рынке есть ряд крупных игроков, которые самостоятельно делают планер, пропеллеры и прочую "начинку" беспилотных воздушных судов. Это "Геоскан", "Радар ммс", "Аэромакс". Кроме того, сюда можно добавить еще несколько менее крупных компаний. Но с комплектующими пока, все-таки, есть проблемы, о стопроцентном импортозамещении речь пока не идет. В частности - трудности с микроэлектроникой, здесь мы существенно зависим от импорта. Также есть проблемы с двигателями, особенно, с электрическими", - добавил Каниовский, указав на то, что преодоление этих барьеров должно стать следующим этапов развития отрасли БАС в России.
Как пояснил ТАСС генеральный директор компании "Оптиплейн Аэродинамика" (участник рынка НТИ "Аэронет") Дмитрий Шестков, наиболее развитой нишей отрасли беспилотников сегодня выступает производство аппаратов массой до 30 кг.
"Мы [в РФ уже] создаем планеры различной конфигурации. А по функциональным комплектующим, таким, как электроника, силовая электроника, оптические матрицы, пока остаемся зависимыми от импорта. При условии планомерного развития, разрыв сможем преодолеть года через два", - допустил Шестков.
Отечественные микроконтроллеры
Технический директор АО "Навигатор", эксперт рынка НТИ "Технет" Сергей Чанушкин упомянул о выпуске компанией "Микрон" отечественного микроконтроллера "MIK32 АМУР", который может стать заменой зарубежным решениям в российских дронах.
"Для отрасли нужно больше подобных комплектующих. Кроме того, сильно не хватает СВЧ-усилителей мощности, переключателей и других устройств в компактных и технологичных пластиковых корпусах. <...> Конденсаторы, катушки индуктивности, резисторы, <...> соединители отечественного производства - все это уже есть, и довольно неплохого качества. Однако существуют трудности со сроками поставки и ценами", - отметил он.
Генеральный директор компании "Геоскан" Алексей Юрецкий, в свою очередь, указал на важность развития техники и промышленных софтверных решений для разработки производства компонентов БАС.
"Российская отрасль БАС полностью конкурентоспособна и импортонезависима в части программных решений для управления беспилотными комплексами и обработки полученных данных. Что касается компонентов БАС, то, прежде всего, в микроэлектронике, зависимость от импорта по-прежнему сильна. Отечественные разработки в этой части пока еще не достигли необходимых показателей и не выведены в серийное производство", - добавил Юрецкий.
Нацпроект
В России в этом году начал реализовываться национальный проект "Беспилотные авиационные системы" (БАС), включающий пять федеральных проектов. Объем финансирования этих мероприятий в 2024 - 2026 годах составит 67,6 млрд руб. Нацпроект предполагает, в частности, создание сети региональных научно-производственных центров, а также реализацию различных образовательных программ, в том числе для школьников и студентов.