Эксперт: в России нужно сменить подход к международному морскому законодательству
Гендиректор Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота Андрей Грищенко отметил, что есть множество примеров, когда под видом стремления к повышению уровня безопасности на море государства продвигают интересы своих производителей
ВЛАДИВОСТОК, 30 мая. /ТАСС/. Изменения в международном морском законодательстве, которые принимаются недружественными странами, требуют гибкого подхода к применению в России, чтобы страна не отставала в области морских перевозок. Такое мнение на полях Морского конгресса во Владивостоке высказал ТАСС гендиректор Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота Андрей Грищенко.
"Взять, к примеру, конвенцию SOLAS (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море - прим. ТАСС). Основной целью принятия данной конвенции является повышение безопасности на море. Но на деле это стало превращаться в инструмент навязывания воли большинства европейских государств остальному сообществу. Первоначальный текст конвенции был адаптирован под фактические производственные и экономические возможности всех ее участников. Конвенция была ратифицирована, и она предусматривает на судне наличие определенного количества спасательного оборудования, другие меры защиты. Однако поправки в конвенцию вносятся двумя третями голосов стран-участниц. И через это даже с учетом не согласных голосов, например России и Китая, можно навязать любые нормы за счет голосов европейских стран", - говорит Грищенко.
По его словам, есть множество примеров, когда под видом стремления к повышению уровня безопасности на море государства продвигают интересы своих производителей, заставляя остальных участников конвенции приобретать их продукцию. Для этого товар переводится юридическим способом в разряд обязательного оборудования. Предприятие не получит разрешений пока не укомплектуется определенным оборудованием сомнительной целесообразности. А если государство не выполняет новую норму, его суда не могут заходить в порты стран-участниц конвенции, перевозчик теряет деньги и рабочую силу, флот простаивает.
"Вот пример с SOLAS: вводят поправку, что каждая аварийная партия должна быть укомплектована портативными взрывобезопасными радиостанциями, дают период на вступление этой поправки в силу. Но когда поправка вступает в силу, выясняется, что эти рации на планете Земля производят только три фирмы: южнокорейская, германская и американская. Потребовался год, чтобы другие страны подвели свое производство под новые требования", - сказал Грищенко.
Он отмечает, что эти правила не носят императивный характер, и Россия имеет возможность законно отложить их введение до момента, когда у нее будет налажено собственное производство. "Если наши производства не готовы выполнить потребности нашего же потребителя, который отталкивается от требований международного права, зачем сразу ужесточать наши внутренние нормы? Получается, мы кормим чужих производителей", - говорит Грищенко.
Морской конгресс
Морской конгресс проводится раз в два года для разработки решений по развитию морской отрасли. В этом году собрались более 1,2 тыс. участников из пяти стран, включая первых лиц ведущих компаний морской индустрии. Для гостей и участников конгресса развернута выставка, на которой предприятия отрасли представляют новые проекты и продукцию. Конгресс проходит при поддержке Минпромторга РФ, Минтранса, Минвостокразвития и правительства Приморского края. ТАСС - генеральный информационный партнер мероприятия.