Киев пока не достиг соглашения с Баку о транзите азербайджанского газа через Украину
ГТС является одним из ключевых активов государства, который должен работать для обеспечения доступа к рынку сбыта в будущем
МОСКВА, 17 июля. /ТАСС/. Украина пока не пришла к готовому соглашению с Азербайджаном о транзите через украинскую газотранспортную систему (ГТС) азербайджанского газа после окончания в конце 2024 года транзитного договора с "Газпромом", который Киев не хочет пролонгировать. Об этом заявил глава украинского "Нафтогаза" Алексей Чернышев в интервью изданию Liga.net.
По его словам, ГТС является одним из ключевых активов государства, который должен работать для обеспечения доступа к рынку сбыта в будущем, "когда Украина станет экспортером газа".
"Мы не имеем права приостановить эту систему. Потому что если мы остановим ее, европейский рынок через несколько лет переориентируется на других поставщиков. <...> На самом деле, мы ищем альтернативные решения. К примеру, на нас выходил бизнес из Азербайджана. В частности, компания Socar (крупнейший государственный холдинг Азербайджана). Но сейчас пока нет готового решения. И об этом рано говорить", - отметил Чернышев.
Украинский президент Владимир Зеленский заявлял в интервью агентству Bloomberg, что Украина изучает возможность прокачки азербайджанского газа через свою территорию в ЕС после окончания транзитного договора с "Газпромом".
В декабре 2019 года "Газпром" и "Нафтогаз" договорились о продлении транзита российского газа через украинскую территорию на период с 2020 по 2024 год с возможностью пролонгации. Контракт предусматривает транзит 65 млрд куб. м газа в 2020 году и 40 млрд куб. м ежегодно с 2021 по 2024 год. Договоренность предполагает принцип "бери или плати": плата за транзит взимается в объеме забронированных мощностей, даже если фактическая прокачка окажется меньше.
Ранее Чернышев заявил, что Киев не будет продлевать договор о транзите российского газа в Европу. Он сообщил, что Украина не разрывает контракт только из-за европейских партнеров. Это решение вызвало обеспокоенность в некоторых странах, в частности в Венгрии, для которой Россия остается главным поставщиком газа.