Торговая марка и серия компьютерных игр Angry Birds
Angry Birds ("Энгри бёрдз", англ. "Злые птицы") - серия компьютерных игр и торговая марка, созданные финской компанией Rovio ("Ровио").
Первая версия игры - игра-головоломка была выпущена для смартфонов iPhone ("айфон") 11 декабря 2009 г. Задачей пользователей было стрелять из рогатки разноцветными птицами по врагам - зеленым свиньям, расставленным в "замках", которые ломаются от ударов. Уровень считался пройденным после уничтожения всех свиней на игровом поле.
Разработка игры велась с начала 2009 г. группой из четырех человек (в то время - все сотрудники Rovio) и приглашенным музыкантом и звукорежиссером Ари Пулккиненом. Первоначально главный дизайнер Rovio, Яакко Иисало, придумал облик главных героев - злых птиц. Сюжет и содержание игры было решено скопировать с популярной в то время игре для браузеров Crush the Castle ("Разломай замок") компании Armor Games ("Армор геймз"). После выхода Angry Birds стала одной из самых популярных игр для iPhone. Сама игра изначально была бесплатной, но пользователи могли за отдельную плату отключать рекламу или покупать дополнительные функции.
Впоследствии игра была портирована на браузеры, другие мобильные и игровые платформы, в том числе Android ("Андроид"). Rovio выпустила более 10 различных дополнений и версий оригинальных Angry Birds. Также были выпущены другие виды игр с теми же персонажами - гоночная аркада Angry Birds Go! ("Энгри бёрдз гоу") и головоломка, где героями были не птицы, а свиньи - Bad Piggies ("Бэд пиггиз", англ. "Плохие хрюшки"). В 2012 и 2013 гг. были выпущены варианты игры с персонажами из цикла кинофильмов "Звездные войны". Всего к июлю 2015 г. пользователями было загружено более 3 млрд копий игр для всех платформ.
17 июня 2011 г. на Петербургском международном экономическом форуме президент РФ Дмитрий Медведев поблагодарил приехавших в Россию руководителей Rovio. По словам президента, они создали "занятие для огромного количества чиновников, которые теперь знают, чем заниматься в свободное время и не в свободное время".
В 2014 г. выручка Rovio составила 158,3 млн евро, из которых 110,7 млн пришлось на продажи игр и внутриигровых бонусов, 47,6 млн - на продажу различных брендированных продуктов (в основном, плюшевых игрушек птиц и свиней) и франшизы.