Российскому авиапрому предлагают отказаться от зарубежных двигателей
В частности, речь идет об отечественных самолетах SSJ-100, МС-21 и вертолете Ми-26
МОСКВА, 4 августа. /ТАСС/. Российский авиапром в перспективе сможет заменить зарубежные двигатели на отечественных самолетах SSJ-100, МС-21 и вертолете Ми-26, а также создать двигатель для проектируемого российско-китайского тяжелого вертолета. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе рабочей встречи с Владимиром Путиным, пишет "Коммерсант".
Он предлагает создавать "опережающий задел" по созданию двигателя на базе Пермского моторного завода (ПМЗ, входит в Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК)). На его мощностях создается семейство двигателей нового поколения на базе унифицированного газогенератора, что "позволит расширить сегмент авиационного двигателестроения с тягой на взлете от 9 до 16 тонн", отметил вице-премьер.
В данный момент серийное производство двигателей для авиатехники сосредоточено на ПМЗ. Основной продукт - разработки пермского КБ "ОАО "Авиадвигатель"": двигатель ПС-90А для Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и транспортного Ил-76МФ. Один из самых больших заказов - поставка 156 ПС-90А-76 для военно-транспортных Ил-76МД-90А, с разработкой МС-21 ключевым проектом станет ПД-14, сейчас идет подготовка к серийному производству. К 2016 году должна завершиться разработка технологий, подготовка оснастки, нестандартного оборудования, с 2018 года начнутся серийные поставки ПД-14.
Предложение Дмитрия Рогозина отказаться от кооперации с иностранцами выглядит неожиданно, отмечает издание, поскольку, к примеру, на SSJ-100 устанавливаются двигатели SaM-146 компании PowerJet - СП НПО "Сатурн" и французской Snecma (входит в группу Safran), а ОДК, по данным источников "Ъ", обсуждала планы увеличения инвестиций в производство SaM-146. Инвестбюджет ОДК в рамках СП оценивается в 2,9 млрд рублей, корпорация уже вложила 718 млн рублей. Планируется к вложению еще 2,2 млрд рублей, в том числе 349 млн рублей до конца года. При этом программа SaM-146 - одна из самых затратных у ОДК. В 2012 году на нее выделили 15,8 млрд рублей, уже освоено 15,33 млрд руб. Впрочем, как писало издание в июне, Snecma, по данным источников "Ъ", и так была недовольна малым и нестабильным числом заказов на SSJ-100 и двигатели для них.
В Snecma на запросы "Ъ" не ответили. В ОДК заявили, что еще на старте проекта семейства двигателей ПД было заложено "применение унифицированного газогенератора, на базе которого можно создать линейку перспективных изделий", в том числе и ПД-10 с тягой 10,9 тонны для семейства SuperJet (перспективная модель SSJ-130). ОДК "крайне необходимо опережающее открытие работ по созданию научно-технического задела и программ по разработке двигателей". В ОАК поддержали создание в РФ собственных авиадвигателей, это "повысит устойчивость развития отрасли и позволит создавать в России больше добавленной стоимости".
Дмитрий Рогозин попросил Владимира Путина изменить структуру расходов в ОПК, совместив технологии в корабельном и авиационном двигателестроении. По словам источника "Ъ", близкого к руководству ОДК, двигатели с тягой 9-18 тонн предлагается создавать на базе ПД-14 (планируется шесть модификаций), а с тягой 20-35 тонн - на базе модернизированного газогенератора НК-32.
По словам экспертов, в мире не было примеров создания турбовальных двигателей для вертолетов и турбореактивных для самолетов на основе единого газогенератора, но технически такое возможно и укладывается в тенденции развития мирового моторостроения. В то же время эксперты отмечают, что промышленность РФ может создавать силовые установки с высокими техническими параметрами, но соперничать с западными конкурентами сложно, поскольку те за счет высокой серийности на мировом рынке могут снизить стоимость единицы продукции.