Эксперты: дефицит кадров затрудняет модернизацию Восточного полигона
На ситуации негативно сказывается также сокращение притока в РФ трудовых мигрантов и смена их профессиональных предпочтений
ВЛАДИВОСТОК, 6 сентября. /ТАСС/. Нехватка кадров является одним из главных препятствий модернизации Восточного полигона. Такое мнение выразили опрошенные ТАСС эксперты.
"Дефицит кадров - один из тормозов модернизации Восточного полигона. На разных этапах к реализации проекта привлекались и железнодорожные войска, и студенты. Ситуация еще сложнее из-за усиления конкуренции на рынке труда в последние 2,5 года. Причем речь не только о конкуренции с другими регионами, но и о перетоке кадров для реализации других крупных проектов на Дальнем Востоке, таких как строительство Амурского ГПЗ, освоение Удоканского месторождения, реконструкция Жатайской судоверфи, строительство Тихоокеанской железной дороги", - сказал директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ Президентской Академии Дмитрий Землянский.
На ситуации негативно сказывается и сокращение притока в Россию иностранных трудовых мигрантов, смена их профессиональных предпочтений. "Процессы цифровизации и вообще внедрение новых технологий в строительство происходят медленно в силу возраста значительного числа занятых. При этом действительно мы видим, как часть иностранных рабочих все чаще предпочитают строительству карьеру в доставке и такси, то есть застройщикам приходится конкурировать с другими отраслями, увеличивать затраты на заработную плату и обучение", - считает профессор экономического факультета МГУ Сергей Никоноров.
По его словам, регионы пытаются заманить рабочих высокими зарплатами. "В последние годы число вакансий в строительстве выросло, специалисты сетуют на нехватку кадров, однако конкурс среди соискателей остается низким", - отметил Никоноров.
Ранее на пленарной сессии Восточного экономического форума (ВЭФ) президент России Владимир Путин назвал расширение Восточного полигона железных дорог самым важным и крупным проектом, сравнив предстоящую модернизацию железных дорог на Дальнем Востоке со строительством БАМа во времена СССР.
О значении проекта
Землянский подчеркнул, что модернизация Восточного полигона является основой экономической безопасности России, позволит повысить провозную способность, преодолеть узкие места на подъездах к портам. "Это позволяет развивать экспорт в страны АТР из всех регионов. Кроме традиционной проблемы вывоза угля в восточном направлении, остро стоит вопрос экспорта продукции лесного комплекса, перевозок контейнерных грузов (в обоих направлениях). Эффекты от этой программы носят не локальный и региональный, а общенациональный характер. По некоторым оценкам, 4/5 всего объема грузов придется именно на регионы к западу от Тайшета (за пределами Восточного полигона)", - отметил он.
По его словам, развитие Восточного полигона - не главный драйвер туристической отрасли на Дальнем Востоке. "Речь, прежде всего, идет о повышение провозной способности для грузов. Но косвенные эффекты могут быть. Во-первых, это развитие делового туризма как в связи со строительством на железной дороге, так и в рамках реализации смежных инвестиционных проектов. Во-вторых, увеличение провозной способности может обеспечить для РЖД возможность запустить туристические поезда - формат, который успешно себя показывает в других макрорегионах страны", - добавил Землянский.
В свою очередь Никоноров заявил, что проект "Восточный полигон" призван дать старт коренным изменениям в жизни Дальнего Востока. "Это ключевой элемент будущей мировой транспортной системы. При успешной реализации этого проекта Россия сможет совершить прорыв в международном разделении труда и стать ведущей мировой транспортной державой", - сказал он.
Восточный экономический форум проходит 3-6 сентября во Владивостоке на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета. Главная тема ВЭФ в 2024 году - "Дальний Восток-2030. Объединим усилия, создавая возможности". Организатор мероприятия - Фонд Росконгресс. ТАСС является генеральным информационным партнером форума.